Воронеж небольшая облачность +22°
USD
92.01
EUR
98.72
Предложить новость
Прямой эфир

Как могли выглядеть памятник Славы и мемориал на площади Победы, если бы не цензура

10:43 30.03.2023
17 мин
0
3240
Фото: vk.com/fedorsushkov

Мемориальный комплекс на площади Победы и памятник Славы на Московском проспекте принято считать визитными карточками Воронежа. Их автор – известный воронежский скульптор Фёдор Сушков. Мастер с удивительным взглядом на мир, сумевший соединить память о войне с вечными библейскими сюжетами, вложить в своё творчество смыслы, разгадка которых – увлекательный и исцеляющий процесс.

«Я не умру, я буду строить храм»

Фёдор Сушков родился 11 марта 1923 года в селе Новосолдатка Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне – Репьёвский район Воронежской области). Он стал четвёртым ребёнком в семье. Рано осиротел и был отдан на воспитание деду – церковному старосте. Тот, будучи человеком образованным и набожным, сумел привить ребёнку любовь к истории, литературе, изобразительному искусству, математике и религии.

К старшим классам Фёдор окончательно утвердился в желании стать живописцем и начал посещать уроки Александра Бучкури в Воронежском художественном училище. А далее в жизнь юноши, как и в судьбы его ровесников, ворвалась война. Он оказался одним из тех парней, кто сразу после выпускного бала 22 июня 1941 года вступил в ряды Красной Армии и ушёл на фронт. После курсов ротных командиров возглавил штрафной батальон 8-й Панфиловской дивизии. Как позднее делился с родными Фёдор Кузьмич, в самые драматичные моменты сражений его словно кто-то оберегал. Так, однажды он получил ранение, с поля боя его выносил товарищ. Удивительно, но пока бойцы выбирались из-под вражеского обстрела, ни одна пуля их не задела. И уже, теряя сознание, Фёдор Сушков сообщил госпитальному врачу: «Я не умру, я ещё буду строить храм».

В 1949 году Фёдор Сушков поступил в Харьковский художественный институт. После его окончания вернулся в Воронеж, где создал семью, в которой у него родились две дочери. Работал скульптором монументально-декоративного искусства. Во многие свои скульптурные композиции вкладывал религиозный смысл. В атеистическом Советском Союзе это казалось вызовом и неслыханной дерзостью. Неудивительно, что у некоторых шедевров скульптора был сложный путь – их долго не принимала московская комиссия, автору приходилось вносить в композиции изменения, чтобы закамуфлировать первоначальный замысел.

12 апостолов Великой Победы

Как рассказала «TV Губернии» внучка скульптора и создательница фонда SushkovArtHouse Анна Сушкова-Назарова, главными своими работами мастер считал мемориал на площади Победы и памятник Славы.

– Все, кто приезжает в Воронеж, в том числе и из-за рубежа, всегда знакомятся с этими двумя монументами, – отмечает хранительница творческого наследия нашего знаменитого земляка. – Памятник Славы кто-то назвал иконой, и я абсолютно согласна с таким определением. Важная часть композиции – образ матери с младенцем на руках. Её невозможно воспринимать иначе, как Мадонну. Безусловно, это считывалось советскими чиновниками, которые требовали спрятать обнажённую грудь кормящей матери. Дедушка бился до победы за то, чтобы оставить всё, как есть. Чтоб притушить гнев комиссии, слегка «прикрыл» грудь техническими средствами и превратил нимб над головой матери в причёску.

Ещё более наполнен религиозным смыслом монумент на площади Победы. В официальной версии 12 фигур скульптурной композиции представляют различные рода войск, включая штрафные батальоны, солдат в шинели с оторванными погонами, народных ополченцев, партизан, и тех, кто ковал Победу в тылу – рабочих, колхозников. По словам Анны Сушковой-Назаровой, в них её дедушка заложил библейский смысл: женщина с младенцем – копия Сикстинской Мадонны, а образы 11 человек рядом с матерью символизируют апостолов. Правда, и здесь не обошлось без жертв в угоду атеизму: голову младенца скульптор покрыл платком – так мальчик Иисус стал девочкой. Помимо этого в композицию была добавлена 13-я довольно аморфная фигура, чтобы число 12 не вызывало ненужных ассоциаций.

К слову, сохранился эскиз, на котором можно увидеть неожиданную версию стелы на площади Победы. На её вершине не орден Отечественной войны I степени, как сейчас, а изображение Бога-отца, спускающего на землю Христа. Как рассказала Анна Сушкова-Назарова, данная версия существует и в виде гипсовой модели.

Быстрые наброски мыслей

Отдельная вселенная – живописные работы Фёдора Сушкова. После 40 лет скульптурного творчества художника увлекло создание полотен на библейские темы. Выставки картин Фёдора Сушкова с успехом проходили в Италии, где работам воронежца дали высокую оценку искусствоведы и критики. Этим летом с ними смогут познакомиться воронежцы – экспозиция откроется в июле в музее имени Крамского. Как рассказала внучка мастера, картины Фёдора Кузьмича – быстрые наброски мыслей, пронизаны божественным светом, верой в духовные силы, оберегающие человека.

– Смыслом жизни деда была работа, – заключила Анна Сушкова-Назарова. – Он вставал в пять утра и до глубокой ночи пропадал в мастерской на Пушкинской. Старался в камне и металле передать свою философию. Часто обращался к старинному Евангелию, которое, как любил говорить дед, прошло через множество рук, соединилось с душами сотен читавших его людей. Был невероятно открытым человеком, к которому потоком шли художники, скульпторы, представители всех профессий. Дед живо откликался на всё новое. Хорошо разбирался в философии, математике, физике, химии – с ним можно было говорить на любую тему. Его высоко ценили коллеги. Звал в Москву автор знаменитых памятников в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде Евгений Вучетич. Он приглашал деда работать в его мастерской. Но у Фёдора Кузьмича был волевой характер. Всю жизнь он шёл против течения, поступал только так, как считал для себя правильным. Он ушёл от нас в 2006 году, завещав своим творчеством продолжать искать божественный свет, который сопровождает человека на земле и на небе, духовно питает его, озаряет в поиске высшего смысла жизни.

СПРАВКА «TV ГУБЕРНИИ»

Фёдор Сушков (1923-2006) – почётный гражданин Воронежской области. Автор более 50 скульптурных композиций на территории бывшего СССР, в том числе в Ростове-на-Дону, Кемерово, Смоленске, Харькове, Воронеже.

Его кисти принадлежат более 400 пейзажей и картин на религиозную тематику.

В 2019 году на фасаде выставочного зала местного отделения Союза художников, где долгое время находилась мастерская Фёдора Сушкова, установлена мемориальная доска. В 2020 году в Коминтерновском районе Воронежа улицу Светлую переименовали в улицу Фёдора Сушкова.

В ТЕМУ

Пять самых известных работ Фёдора Сушкова

Памятник Славы открыли накануне дня освобождения Воронежа от фашистов – 24 января 1967 года. Памятник установлен на братской могиле воинов Советской армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах. На барельефе – погибающий воин и кормящая мать с младенцем.

Мемориальный комплекс на площади Победы открыли 9 мая 1975 года. Его авторы: скульптор Фёдор Сушков, архитектор Николай Гуненков и конструктор Станислав Пучков. Комплекс состоит из трёх частей: 40-метрового обелиска, составленного из двух стел, бронзовой многофигурной композиции и Вечного огня, стены памяти с выбитыми военными картами и названиями воинских частей и соединений, громивших врага на воронежской земле.

Памятник лётчикам – самолёт МиГ-21 установили на пересечении улиц Ворошилова и Космонавтов весной 1976 года. Реактивный самолёт МиГ-21 с бортовым номером «100» взмывает в небо с пьедестала, выполненного Фёдором Сушковым. Памятник является частью общей композиции «Герои неба», в которую, в том числе, входил барельеф с космонавтами, украшавший фасад здания ДК им. 50-летия Октября.

Мемориальный комплекс «Шиловский плацдарм» установлен в 80-е годы на юго-восточной окраине Шиловского леса. Скульптурную композицию составляют солдаты разных родов войск, которые словно выходят из реки на сушу. Памятник вычеканен из авиационного дюралюминия рабочими Воронежского авиационного завода, который производил самолёты, помогавшие нашим бойцам захватить плацдарм.

Горельеф «Космонавты» на боковом фасаде ДК им. 50-летия Октября воронежцы увидели на открытии здания Дворца культуры в октябре 1967 года. Дворец построили спустя шесть лет после первого полёта человека в космос. Воронежские инженеры имели к этому событию самое непосредственное отношение. Возникла идея отразить его в фигурах космонавтов – парящих в невесомости современных Адама и Евы. В связи с демонтажом ДК скульптурные фигуры космонавтов было решено передать Центру креативных индустрий «Матрёшка», расположенному в парке «Орлёнок». 

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,37463903427124