Воронеж ясно +19°
USD
92.01
EUR
98.72
Предложить новость
Прямой эфир

Воронежский мастер делает лодки для рыбалки и корабли для музея

09:04 23.03.2024
18 мин
0
2876
Автор фото: Виталий ГАРКУША, личный архив

Сергей Гаврин за годы работы построил уже целую флотилию плоскодонок. Но помимо лодок для рыбалки и охоты он сделал и несколько уникальных кораблей — масштабные модели петровского ботика, казацкого струга и галеры «Принципиум». Секретами своей необычной работы мастер поделился с TV Губернией.

Мастер из Рамони

В мастерской у Сергея Алексеевича пахнет стружками и сосновой доской. У стены одна на другой лежат четыре новенькие лодки. Ещё одна пока в работе — борта уже готовы, а днище собрано лишь наполовину. И все они сделаны по оригинальному методу, который мастер разработал сам.

Работать с деревом Сергей Гаврин начал больше 30 лет назад. До этого получил два образования — дорожного строителя и инженера-технолога. Трудился вначале дорожным рабочим, потом мастером, инженером-геодезистом и, наконец, завпроизводством. Но в какой-то момент решил найти более спокойную работу.

— Мне захотелось независимости, — вспоминает мастер. — Чтобы надо мной не было никакого начальства. Когда в конце 80-х стали появляться кооперативы, сменил профессию. Тогда ещё был Советский Союз. Работали партийные организации, им требовалось много наглядной агитации, вроде стенда «Флаг трудовой славы поднят в честь передовиков производства». Вот такую агитацию мы с ребятами поначалу и делали.

Сергей Гаврин быстро освоил новую профессию. Помогло в работе и образование, и навыки инженера. Не всякий может рассчитать, как поведёт себя доска при усушке или расширении от влажности. Особенно важно это знание при строительстве лодок.

— Я живу в Рамони рядом с рекой, — рассказывает Сергей Алексеевич. — Вся жизнь сызмальства на ней. А на реке нужна лодка. Первую сделал для себя, потом для друзей, потом на заказ и не заметил, как потихонечку-потихонечку в это дело втянулся.

Без сучка и задоринки

Как говорит мастер, на сборку каждой лодки требуется два дня. Но перед тем как приступить к сборке, надо найти подходящий материал. Обычные сосновые строительные доски не подходят. Для лодки они требуются без сучков, а такие просто так не купишь. Мастер отправляется на пилораму, придирчиво выбирает нужные брёвна и просит распилить. Обходятся эти доски дороже, но надёжность и долговечность лодки требуют добротного материала.

При строительстве лодки тоже есть свои секреты.

— Сначала я делал их, как все, а потом изобрёл свою технологию, — с гордостью сообщает Сергей Гаврин. — Все вначале мастерят днище, а затем борта. Я же вначале делаю борта, а затем внутрь врезаю дно. Донные доски стараюсь делать потолще, чтобы лодка была устойчива. Дело в том, что при набухании древесина днища расширяется, а она заключена в борта. Эффект как при сборке бочки — намочил, и она уже не течёт. Ещё одна причина, почему я пришёл к своему способу, — он позволяет делать лодку одному. Обычно для подобной работы нужно минимум 3 человека. А я легко справляюсь один и получается в итоге аккуратнее.

Лодки Гаврина — традиционные для наших краёв плоскодонки. Килевые лодки используются при большой волне. А на тихих воронежских реках и озёрах лучше плоскодонки придумать что-нибудь трудно. Эти лодки идеально подходят для рыбалки и охоты. Они очень устойчивые — по лодке можно бегать со спиннингом, и она не перевернётся. Благодаря минимальной осадке плоскодонка легко пройдёт по самой мелкой воде и заросшим участкам реки.

Лодки и вёсла

Плоскодонка управляется одним веслом, как каноэ. Классическое рыбацкое весло довольно длинное — около 2,5 метра. Им и гребут, и рулят, а при необходимости отталкиваются ото дна, как шестом.

Материалом для вёсел служит ясень. Он гнётся, но не ломается, поэтому раньше из такого дерева делали лыжи. Сергей Гаврин считает, что для вёсел подходит и дуб, и сосна… Но ясень всё-таки лучше!

Многим привычная лодка с двумя распашными вёслами кажется более удобной. Для таких людей Сергей оснащает свои плоскодонки уключинами, как у прогулочных лодок на турбазах.

Бывают и более экзотические просьбы. Заказчики иногда хотят украсить нос лодки деревянной фигурой гуся, головой щуки или резным драконом.

Срок службы плоскодонки зависит от соблюдения простейших правил ухода.

— Если соблюдать нужные требования, она прослужит до 30 лет, — уверен Сергей Гаврин. — Лодке, на которой я рыбачу, сейчас 20 лет, и она как новенькая. Дно подвержено усушке и разбуханию. Но лодка любит воду и в своей среде живёт лучше. Поэтому надо держать её в воде подольше, до самого ледостава, и пораньше ставить обратно на воду. Не допускать, чтоб она рассохлась.

Корабли для музея

Гораздо охотнее, чем за плоскодонки, Сергей Алексеевич берётся за работу, требующую не только мастерства, но и искусства.

— В детстве я занимался в художественных кружках, хотел даже поступить в Воронежское художественное училище, но там оказался слишком высокий конкурс, — признаётся Сергей Гаврин. — Но увлечение у меня осталось. Я люблю рисовать и для души пишу маслом на холсте. В основном это пейзажи моих родных и любимых мест — реки Воронеж и Рамони. К сожалению, работа оставляет для этого слишком мало времени. Поэтому мне очень интересно мастерить то, где можно применить творчество.

Такая возможность появилась у мастера, когда для исторического парка «Дикое поле» ему заказали масштабные макеты ботика «Святой Николай», казацкого струга и петровской галеры «Принципиум».

Ботик, на котором юный Пётр учился мореплаванию, царь впоследствии велел сохранить на память потомству. Судёнышко длиной около 7 метров почтительно называют «дедушкой русского флота».

Макет, сделанный Гавриным, меньше оригинала на 2 метра. Но во всём остальном ботик подобен петровскому. В интернете Сергей собирал сведения о
кораблике, изучал его фотографии. Особенностью ботика были деревянные рельефы на корме, изображающие покровителя моряков святого Николая, благословляющего корабль под парусами, и дом на берегу. Ниже были вырезаны две львиные морды. Над ботиком мастер трудился несколько месяцев.

По словам Сергея Гаврина, труднее всего было не создать деревянные скульптуры, а искусственно состарить ботик. Усилия не пропали даром — макет «дедушки русского флота» выглядит дошедшим из Петровского времени.

Модель казацкого струга, которую сделал Сергей Гаврин, гораздо меньше оригинала. Эти суда были длиной 15-45 метров. На плоскодонных стругах можно было ходить и на вёслах, и под парусом. Снаружи к высоким бортам для лучшей устойчивости привязывали снопы камышей. С такими поплавками судно не могло перевернуться.

На стругах плавали по рекам воины и разбойники, купцы и первопроходцы. Делали струги и в Воронеже. На них из города доставляли грузы донским казакам.

На модели мастер установил 8 вёсел, в то время как на старинных речных кораблях их обычно было больше — до 20.

Как рассказал Сергей Гаврин, его струг только помогает представить, как выглядели такие суда в старину. Модель сделана по современным технологиям. Нельзя на ней и выйти «на простор речной волны», ведь музейный экспонат для плавания не предназначен.

Самыми масштабными оказались модели галеры «Принципиум». С латыни это название переводится как «начало». Их пришлось изготовить две. Одна изображает корабль на начальном этапе сборки, чтобы показать процесс кораблестроения. Вторая передаёт облик готовой галеры с мачтами, надстройкой с каютой, двумя пушками на носу и штурвалом, которым можно поворачивать руль корабля.

«Принципиум» был кораблём с интересной историей. Пётр Первый купил в Амстердаме одну галеру, дал указание разобрать её и доставить в Россию по частям. В селе Преображенском, куда поступил разобранный корабль, все детали скопировали. А затем в Воронеж, где строился флот, отвезли 23 комплекта частей, из которых на месте собрали 23 галеры. Одной из них и стала «Принципиум».

Галера Петровских времён была около 40 м длиной. Модель же гораздо короче — чуть больше 10. Однако и такой корабль пришлось делать разборным, ведь путь в «Дикое поле» предстоял не по воде, а на прицепе автомобиля по трассе М4. Поэтому мачты, надстройку и другие выступающие детали перед поездкой сняли и вновь смонтировали уже на месте.

— Многие слышали о корабле «Гото Предестинация», но мало кто знает, что первым судном русского флота была галера «Принципиум», построенная на воронежских верфях, – рассказал основатель музея «Петровские корабли» и тематического парка «Дикое поле» Сергей НАУМОВ. — В 1696 году галера участвовала в Азовском походе Петра Первого, который завершился победой. На этом судне царь и будущий император подписал «Устав по галерам», который считается прототипом первого военно-морского устава России. В парке «Дикое поле» будет не просто галера как один из арт-объектов. Мы создаём реконструкцию сухого дока – уникального инженерного сооружения, придуманного Петром Первым для строительства кораблей на земле. Результатами работы, проделанной над макетами кораблей, мы остались довольны.

В ТЕМУ

Вспомогательная колыбель флота

Воронеж справедливо называют колыбелью русского флота. Но при Петре I корабли строили и по соседству с Воронежем. По указу царя в 1696 году была основана верфь в селе Рамонь.

Воронежская верфь была главной, а Рамонская, расположенная выше по течению реки, — вспомогательной. На ней строили небольшие корабли.

В 1697 году в Рамони заложили четыре парусно-гребных баркалона. Модель одного из этих кораблей, 22-пушечного «Меркурия», стала памятником воронежским кораблям. Первоначально металлический парусник установили посреди водохранилища. Сегодня же обновлённый «Меркурий» можно увидеть на левом берегу перед въездом на Чернавский мост.

В начале XVIII века река Воронеж обмелела, и постройку кораблей перенесли ближе к устью на Тавровскую верфь.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,21594095230103