Воронеж ясно +32°C
USD
79.17
EUR
90.40
Предложить новость
Прямой эфир
13:32 30.03.2023
7 мин
0
870

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Воронежским политологам рассказали о правилах успешного геокультурного брендинга

13:32 2023-03-30
7 мин
0
870

Очередной сбор участников Воронежского клуба политологов, проходивший в областной Думе, был посвящён, казалось бы, сугубо научному и «страшно далёкому» от политики вопросу: «Геокультурный брендинг городов и территорий». По ходу заседания выяснилось однако, что заявленная тема тесно связана с реальной жизнью, поскольку имеет осязаемую экономическую подоплёку, а значит — более чем актуальна для действующих политиков (чиновников и депутатов разного уровня).

В этом всех присутствующих смог убедить гость клуба и основной докладчик: Дмитрий Замятин — главный научный сотрудник факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ «Высшая школа экономики», доктор культурологии, кандидат географических наук.

Он рассказал не только о методологии и ключевых проблемах геокультурного брендинга (далее — ГКБ), но и о его практическом применении в разных регионах России. А самое главное — высказал свои соображения по поводу воронежского ГКБ!

Как известно, брендинг — это деятельность по разработке марки продукта, продвижению её на рынок и обеспечению престижности. А что же представляет собой брендинг с геокультурной спецификой?

Начнём с основополагающих понятий.

Всякая территория (сельское поселение, город, небольшая местность, крупный район, страна, макрорегион и т.д.) может быть репрезентирована как целенаправленный, детально структурированный образ. Образ в широком смысле выявляет «рельеф» культуры, являясь одновременно культурой в ее высших проявлениях; это часть реальности и может меняться вместе с ней. В то же время образ — фактор изменения, динамики реальности.

Геокультура — процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления этих образов. Определенная культура «коллекционирует» определенные географические образы, приобретая при этом те или иные образно-географические конфигурации. Современная геокультура представляет собой серии геокультурных (культурно-географических) образов, интерпретирующих локальные геокультурные пространства.

Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений на определенной территории, формирующихся в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира.

Таким образом, любая территория может рассматриваться как определённая геокультура, вне зависимости от её физических размеров или культурного бэкграунда. А геокультурный брендинг территорий может быть определён как целенаправленное онтологическое совмещение конкретного культурного пространства с самим собой, причём территориальные границы, взятые в их физическом и политико-административном аспекте, выступают как непосредственное выражение конкретной геокультуры.

С практической же точки зрения (прежде всего — с прицелом на развитие въездного туризма) ГКБ — это проектно-сетевая деятельность, направленная на прикладное использование геокультуры территории (специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты) для формирования и продвижения социально значимого и эффективного территориального образа. Иными словами, ГКБ территории является её стратегическим активом. А в основе создания эффективных брендов территорий лежат исследование и оценка их имиджевых ресурсов (ИРТ).

Речь в данном случае идёт о совокупности знаков, символов, архетипов и стереотипов, определенной территории, которая может успешно «продвигаться» в СМИ. Это интересные природные ландшафты, местные мифы и предания, знаковые места, современное искусство и традиционная культура, креативные индустрии, социально‐культурные программы перспективного развития территорий. При этом они должны иметь важность не только для местных сообществ, но и для окружающего мира. Только тогда можно составлять образные или образно-географические карты любого города и любой территории.

Надо ли объяснять, что в городах-миллионниках, каким является Воронеж, архиважен тщательный всесторонний подход к выбору «городского бренда».

Дмитрий Замятин спровоцировал бурную дискуссию в зале, презентовав свою версию образно-географической карты Воронежа. На ней нашлось место таким образам, понятиям, людям и персонажам, как «столица Черноземья» и «родина ВДВ», Мандельштам и Маршак, Котёнок с улицы Лизюкова и «колыбель российского флота». Ясное дело, вспомнили и первого космонавта-учёного — нашего земляка Феоктистова, и гагаринскую фразу «Косберг сработал»…

Сам докладчик высказал глубокое внутреннее убеждение: главным воронежским брендом, подлежащим активной и всесторонней «имиджевой эксплуатации», следует считать писателя Андрея Платонова. Вместе с тем, Дмитрий Замятин предположил: с учётом новых реалий, связанных с СВО, может резко возрасти местная имиджевая значимость Петра Первого — реформатора, созидателя новой державы и «расширителя границ».

Итогом заседания Воронежского клуба политологов стали следующие выводы:

  • ГКБ любой территории — перспективная сфера интеллектуальной занятости, один из видов креативных индустрий;

  • суть ГКБ состоит в выведении местной геокультуры «на поверхность», репрезентация её и для здешних жителей, и для «внешнего мира»;

  • если территория (в лице её политической, культурной, экономической элит) намерена повысить свой статус, то лучше начинать именно с ГКБ, поскольку он даёт возможность ускорить социокультурное развитие территории;

  • проекты в сфере ГКБ территории должны быть совместными, в них должны принимать участие и местные, и внешние профессионалы; оптимальный вариант — создание совместных команд: именно такое перемешивание даст наилучшие проектные результаты.

А главным условием успешного продвижения территориальных геокультурных брендов Дмитрий Замятин назвал солидарность и консолидацию усилий всех местных элит и сообществ. И в этом с ним нельзя не согласиться.

Вадим ЧУГУНОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.55989694595337