Воронежским политологам рассказали о правилах успешного геокультурного брендинга
Очередной сбор участников Воронежского клуба политологов, проходивший в областной Думе, был посвящён, казалось бы, сугубо научному и «страшно далёкому» от политики вопросу: «Геокультурный брендинг городов и территорий». По ходу заседания выяснилось однако, что заявленная тема тесно связана с реальной жизнью, поскольку имеет осязаемую экономическую подоплёку, а значит — более чем актуальна для действующих политиков (чиновников и депутатов разного уровня).
В этом всех присутствующих смог убедить гость клуба и основной докладчик: Дмитрий Замятин — главный научный сотрудник факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ «Высшая школа экономики», доктор культурологии, кандидат географических наук.
Он рассказал не только о методологии и ключевых проблемах геокультурного брендинга (далее — ГКБ), но и о его практическом применении в разных регионах России. А самое главное — высказал свои соображения по поводу воронежского ГКБ!
Как известно, брендинг — это деятельность по разработке марки продукта, продвижению её на рынок и обеспечению престижности. А что же представляет собой брендинг с геокультурной спецификой?
Начнём с основополагающих понятий.
Всякая территория (сельское поселение, город, небольшая местность, крупный район, страна, макрорегион и т.д.) может быть репрезентирована как целенаправленный, детально структурированный образ. Образ в широком смысле выявляет «рельеф» культуры, являясь одновременно культурой в ее высших проявлениях; это часть реальности и может меняться вместе с ней. В то же время образ — фактор изменения, динамики реальности.
Геокультура — процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления этих образов. Определенная культура «коллекционирует» определенные географические образы, приобретая при этом те или иные образно-географические конфигурации. Современная геокультура представляет собой серии геокультурных (культурно-географических) образов, интерпретирующих локальные геокультурные пространства.
Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений на определенной территории, формирующихся в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира.
Таким образом, любая территория может рассматриваться как определённая геокультура, вне зависимости от её физических размеров или культурного бэкграунда. А геокультурный брендинг территорий может быть определён как целенаправленное онтологическое совмещение конкретного культурного пространства с самим собой, причём территориальные границы, взятые в их физическом и политико-административном аспекте, выступают как непосредственное выражение конкретной геокультуры.
С практической же точки зрения (прежде всего — с прицелом на развитие въездного туризма) ГКБ — это проектно-сетевая деятельность, направленная на прикладное использование геокультуры территории (специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты) для формирования и продвижения социально значимого и эффективного территориального образа. Иными словами, ГКБ территории является её стратегическим активом. А в основе создания эффективных брендов территорий лежат исследование и оценка их имиджевых ресурсов (ИРТ).
Речь в данном случае идёт о совокупности знаков, символов, архетипов и стереотипов, определенной территории, которая может успешно «продвигаться» в СМИ. Это интересные природные ландшафты, местные мифы и предания, знаковые места, современное искусство и традиционная культура, креативные индустрии, социально‐культурные программы перспективного развития территорий. При этом они должны иметь важность не только для местных сообществ, но и для окружающего мира. Только тогда можно составлять образные или образно-географические карты любого города и любой территории.
Надо ли объяснять, что в городах-миллионниках, каким является Воронеж, архиважен тщательный всесторонний подход к выбору «городского бренда».
Дмитрий Замятин спровоцировал бурную дискуссию в зале, презентовав свою версию образно-географической карты Воронежа. На ней нашлось место таким образам, понятиям, людям и персонажам, как «столица Черноземья» и «родина ВДВ», Мандельштам и Маршак, Котёнок с улицы Лизюкова и «колыбель российского флота». Ясное дело, вспомнили и первого космонавта-учёного — нашего земляка Феоктистова, и гагаринскую фразу «Косберг сработал»…
Сам докладчик высказал глубокое внутреннее убеждение: главным воронежским брендом, подлежащим активной и всесторонней «имиджевой эксплуатации», следует считать писателя Андрея Платонова. Вместе с тем, Дмитрий Замятин предположил: с учётом новых реалий, связанных с СВО, может резко возрасти местная имиджевая значимость Петра Первого — реформатора, созидателя новой державы и «расширителя границ».
Итогом заседания Воронежского клуба политологов стали следующие выводы:
-
ГКБ любой территории — перспективная сфера интеллектуальной занятости, один из видов креативных индустрий;
-
суть ГКБ состоит в выведении местной геокультуры «на поверхность», репрезентация её и для здешних жителей, и для «внешнего мира»;
-
если территория (в лице её политической, культурной, экономической элит) намерена повысить свой статус, то лучше начинать именно с ГКБ, поскольку он даёт возможность ускорить социокультурное развитие территории;
-
проекты в сфере ГКБ территории должны быть совместными, в них должны принимать участие и местные, и внешние профессионалы; оптимальный вариант — создание совместных команд: именно такое перемешивание даст наилучшие проектные результаты.
А главным условием успешного продвижения территориальных геокультурных брендов Дмитрий Замятин назвал солидарность и консолидацию усилий всех местных элит и сообществ. И в этом с ним нельзя не согласиться.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.