«Туристка из Америки купила мою картину за бесценок, а перепродала за 50 тысяч долларов» – воронежский художник

Заслуженному художнику России, профессору Воронежского государственного института искусств, заведующему кафедрой станковой живописи Владимиру Шпаковскому 3 апреля исполнилось 75 лет. Праздничная дата стала прекрасным поводом пообщаться с художником, чьи работы давно вошли в золотой фонд отечественной живописи.
Изобрести свой велосипед
– Владимир Евгеньевич, что даёт изобразительное искусство зрителю?
– Когда мы читаем стихи или прозу, нам откликается то, что знакомо и близко. С живописью, графикой и скульптурой – то же самое: зритель «цепляется» за свои ассоциации, вызванные произведением. Скажем, картина, где изображён деревенский натюрморт, может погрузить в самые трепетные детские воспоминания.
– А что самое важное с годами приобретает художник?
– Опыт созерцания пространства. Не беглое поверхностное изучение определённых событий, а философское понимание того, что, как и почему происходит вокруг. Постепенно расширяется поле восприятия. Наблюдать – это очень важно! И важна зрительная память. Потому как художник, чаще всего, не пишет с натуры. Работы создаются в мастерской, когда перед глазами уже только холст, краски и прочие профессиональные инструменты… Художника обогащает то, что он смотрит на мир широко открытыми глазами. Не надо искать в реальности какие-то плохие стороны, отрицательные. Надо видеть подвиг людей, надо видеть труд, надо видеть друзей, их семью. Импульс к творчеству дают положительные эмоции.
– Как на протяжении вашей творческой деятельности менялась живопись, изобразительное искусство в целом?
– Принципы, по которым рождается и живёт искусство, неизменны. Есть, разве что, попытки молодёжи cделать какой-то авангард, не зная нашей основы, нашей русской живописи; бежать, что называется, впереди паровоза. Они обращаются преимущественно к ассоциативному искусству, которое просто транслирует какие-то эмоции, чувства. Я после института почти год занимался абстрактным искусством. Пытался делать какие-то ассоциативные композиции. Но прошло время, и я понял, что это глупость. Как-то осенью посмотрел в окошко, а там – прекрасный пейзаж. И я его написал… Вот и молодёжь, получается, идёт по похожему пути — от экспериментов к профессиональной работе с традиционными формами. Хотя, конечно, путь каждого художника всё-таки индивидуален. Архитектор и дизайнер Александр Старилов, с которым мы вместе работали в художественном училище, говорил, что каждый должен изобрести свой велосипед.
Увидеть добродетели
– С каким чувством вы смотрите сейчас на свои ранние работы? Что испытываете? Возможно, что-то хотите подправить?
– Чётко ощущаю, что та или иная работа относится к определённому периоду. Разумеется, многие вещи я бы сейчас трактовал иначе, и это обязательно повлияло бы на творчество. Но то, что было раньше, уже не догонишь, всё это ушло. Я рад тому, что за многие десятилетия работы сохранил бережное отношение к изобразительному искусству. Не вошёл ни в какой так называемый «авангард». Я по-прежнему изображаю то, что хочу и как хочу.
– Опишите, пожалуйста, как преподаватель процесс становления художника.
– Принципиально – увидеть добродетели человека. Для преподавателя важно ни в коем не случае не унижать молодого художника за то, что у него что-то не получается, а помогать раскрывать себя. У каждого свой творческий почерк, своя модель восприятия мира. Но она должна существовать в рамках культуры, в рамках классики. Мы это не навязываем, а, скорее, предлагаем быть более внимательными и чуткими к окружающему пространству. Постепенное совершенствование этого навыка – и есть главная часть превращения начинающего живописца в мастера.
– Мужчина-художник и женщина-художник – это два разных мира?
– Если кто-то из студентов поднимает тему гендерного неравенства в искусстве, то я неизменно советую держаться подальше от тех, кто транслирует подобные убеждения. Есть разные акценты с точки зрения внимания, это правда. Мужчины – в первую очередь, аналитики, они смотрят, прежде всего, на точность отображения тех или иных элементов. Женщины же, в первую очередь, замечают работу с цветом. Но говорить о разделении на «художников-мужчин» и «художников-женщин» совершенно некорректно. Так же как нет понятий «молодой художник» и «опытный художник». Если такие слова и используются, то исключительно для более понятного описания ситуации, а не в качестве характеристики.
В сложных условиях
– Как в современных реалиях художники зарабатывают на жизнь?
– Если говорить о профессионалах, то большинство занимается педагогической работой. Кроме того, преподавание помогает держать себя в форме. Ведь обучать можно только тогда, когда сам умеешь… К слову, заказы от госструктур сегодня «добираются» до художников крайне нечасто. А это могло бы существенно помочь. Потому как быть художником – это вообще очень дорого. Подрамники, холсты, краски, разбавители, лаки, кисти – затраты, мягко говоря, ощутимые. Так что, условия сложные. А продажа работ – явление достаточно редкое. Хотя, бывает, что коллекционеры проявляют интерес.
– Российские? Или не только?
– У меня были покупатели из Германии и из США. Раньше, конечно. Сейчас многие мои работы находятся в техасском музее «Цитадель» и других американских галереях. Чтобы показать, насколько там ценят искусство, расскажу вот какую историю. У меня была работа, которую в советское время партийный чиновник приказал снять с областной выставки. А потом её купила туристка из Америки. За 100 долларов. Я вообще сначала хотел подарить… Потом практически случайно узнал, что картина была впоследствии перепродана за 50 тысяч долларов. И такой случай – не единственный. А у нас примерно в то же самое время к изобразительному искусству было крайне утилитарное отношение. Картины покупались для того, чтобы украсить интерьер. Причём, на качество и даже на содержание смотрели во вторую очередь: главное, чтобы рама подходила по цветовой гамме.
– Вы достаточно давно преподаёте. Как изменились студенты за несколько прошедших десятилетий?
– Разницы практически никакой. Обычно в группе есть два-три действительно сильных человека, а остальные – скажем так, более или менее. Что тогда, что сейчас. Во все времена учиться живописи приходят те, кто искренне ею интересуются. Единственная проблема современности – гаджеты. Они мешают. Появляется масса возможностей для плагиата. А художнику такое ни к чему. Оригинальный взгляд, авторское видение, творческая самобытность – то, что будет высоко цениться во все времена.
Комментарии (8)
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.
Каждый художник видит мир по-своему. Насчёт мужчин и женщин художников есть разница. Женщина тащит семью, а мужчины только пишут, даже отказываются от семьи, чтобы больше времени было для работы и не отвечать за детей. В талант не меняется ни временем, ни полом. Он либо есть, либо нет. Талантливых очень мало, равно как и гениальных. Цвет в живописи играет первостепенную роль. И это как музыка, его оттенки, нюансы . Их так много, больше чем нот.
По вам видно что вы совершенно не связаны с искусством и не разбираетесь в нём. Уже по словам о «таланте» можно сказать что вы никогда не писали картины
Талантливых людей много, это моё глубокое убеждение, просто на их пути не всегда встречаются люди, которые это увидят и поддержат, потому как они порой не очень уверены в себе, у нас есть пару тройку таких талантливых, которые уже и успешные и даже известные, но иногда сомневаются всё ли верно. Я сама иногда удивлена, у меня доча талантлива во многих вещах, но занимается любимым, совсем не теми вещами, я её никогда не кошмарила», что надо делать это, надо делать то, мои знакомые и друзья порой пытались своих детей пристроить в юридический, экономический, а моя всегда свободно занималась, но я всегда была рядом помочь, она закончила с золотой и МГУ, сейчас у них семья и она всегда меня благодарит, что не давлю на неё, не командую, хотя иногда жутко хочется встряхнуть молодежь, потому как и ночью работают, а надо отдыхать
Мне очень понравилось интервью . И я с ним во всем абсолютно согласна , я сама педагог-художник
Название статьи выбрано паршивое. Выглядит будто героя статьи жаба душит из-за того, что продешевил. Хорошо, что несмотря на название, удосужился статью прочесть.
Когда продал был счастлив ,а как узнал что перепродали дороже так сразу ОЙ Ой Ейй … только не понимает что продал он в России а перепродали в Америке😂😂😂 одним словом художник — это не сообразительный перекуп 🥲‼️
Церетели покойный вообще свои работы дарил в большом количестве и был счастлив и успешен.
Лет десять назад была на курсах повышения квалификации у Владимира Шпакоковского. Замечательный человек. С ним просто и интересно общаться. Мы не почувствовали никакого высокомерия с его стороны. Привез в наш небольшой городок свои картины. Очень жаль людей, которые ,прочитав статью, увидели только ее название. На мой взгляд не очень подходящее. Люди, радуйтесь, что есть люди, которые пишут прекрасные картины красками, а не навозом и яйцами. Всем добра и умения замечать прекрасное вокруг себя и в людях.