Top.Mail.Ru
Воронеж ясно +8°C
USD
79.02
EUR
90.56
Предложить новость
Прямой эфир
20:35 Сегодня
11 мин
0
864

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Редкий зверь: число троллейбусов в Воронеже за 30 лет сократилось в 10 раз

20:35 2025-11-22
11 мин
0
864
Автор фото: Виталий ГАРКУША (архив)

Троллейбусы в Воронеже не исчезли, как трамваи. Однако сегодня на улицы города выходят на порядок меньше троллейбусов, чем в 80-е годы, а перспективы этого транспорта остаются туманными.

Накануне перемен

К началу 90-х годов прошлого века Воронеж уже трудно было представить без троллейбусов. С 1960 года не раз обновился парк машин. На место старым двухдверным троллейбусам МТБ-82Д пришли более удобные и современные. После появления моделей с пневмоусилителем рулевого управления водить троллейбусы в Воронеже стали и женщины. Основной и самой массовой моделью, которая эксплуатировалась в городе, стала ЗиУ-682 и его модификации.

Система троллейбусных маршрутов отличалась продуманностью. Особенно популярны были кольцевые маршруты №14 и №15, которые связывали правобережные и левобережные районы. Они двигались по одному и тому же кругу, но в противоположном направлении через Вогрэсовский и Чернавские мосты, Ленинский проспект и проспект Революции.

Троллейбус не был конкурентом трамваю и автобусу, а удачно их дополнял. Но в 90-е годы у муниципального транспорта появился настоящий и весьма опасный конкурент — частные перевозчики.

Жёсткая конкуренция

Стремительная инфляция, которая началась в 1991 году, заставила поднимать плату за проезд в общественном транспорте. Но сделать троллейбусные перевозки рентабельными эта мера не помогла. Граждане, имеющие льготы, не платили на законных основаниях, кроме того,  было немало предпочитающих схитрить и проехать без билета. А те, кто был готов платить, чаще выбирали более быстрые коммерческие маршрутки. Муниципальный же транспорт стал прибежищем льготников.

Для оптимальной работы троллейбусного хозяйства  требовалось поддерживать в порядке  контактную сеть, содержать депо и большой штат сотрудников. Это большие затраты. В то же время водитель маршрутки был, как правило, одновременно и автомехаником, и уборщиком салона. Сам же микроавтобус можно было на ночь оставить во дворе под окнами, не тратясь на стоянку. Эти обстоятельства давали маршруткам фору в конкуренции с муниципальным транспортом.

Тяжёлые условия труда и в советское время приводили к большой текучке кадров в сфере общественного транспорта. А в 90-е годы сократились доходы водителей, нередкими стали задержки зарплат. Чтобы снизить издержки, приходилось сокращать штат, избавляться от части активов, отказываться от обновления и развития инфраструктуры. В 1999 году прекратил работу троллейбусный профилакторий. В апреле 2006 года закрылось депо № 1. В 2009 году была отдана под застройку территория депо № 2 (сейчас на этом месте находится жилой комплекс). Сокращались маршруты, увеличивались интервалы движения, всё меньше машин выходило из ворот депо.

Казалось, троллейбус разделит судьбу трамвая и полностью исчезнет с воронежских улиц. Однако этого не случилось. Городские власти нашли возможность выкупить ушедшее в частные руки троллейбусное депо на улице Космонавтов и восстановить его. 3 сентября 2009 года состоялось второе открытие парка №1. Ещё одним шагом, позволившим сохранить троллейбусы в Воронеже, стала закупка подвижного состава.

Пора в Красную книгу

Сегодня, увидев на улице машину 99-го маршрута, случайный гость Воронежа может подумать, что наш город — просто заповедник троллейбусов. Ведь если троллейбусных маршрутов около сотни, значит, и самих вагонов под тысячу! В действительности всё намного скромнее.

В городе действуют только три маршрута — № 7, № 33 и № 99. Одна конечная остановка у них общая — все воронежские троллейбусы встречаются на кольце у главного корпуса ВГУ. Как и в начале троллейбусной эры Воронежа, маршруты связывают центр города, Северный и Юго-Западный микрорайоны. На левый берег троллейбусы больше не ходят.

Если трамваи в столице Черноземья вымерли, как мамонты, то троллейбусы пора заносить в Красную книгу. Их «поголовье» составляет всего-навсего  29 штук. Самые многочисленные из них – БКМ 420030 «Витовт». 15 этих подержанных машин в 2023 году поступили в Воронеж из Белгорода, где полностью ликвидировали троллейбусное сообщение. «Витовты» производили в Беларуси; последние из них сошли с конвейера в 2013 году.

Троллейбусов марки ЗиУ-682Г-016.04 в Воронеже насчитывается семь единиц, а ЗиУ-682Г-016.02 — пять. Подобные машины ездили по Воронежу ещё в советское время. И, наконец, в единичных экземплярах представлены троллейбусы Тролза-5265.00 «Мегаполис»  и Тролза-5275.03 «Оптима».

В воронежском троллейбусном депо сегодня трудятся 95 человек, из них 29 водителей. 

Провожая провода

Можно порадоваться, что электротранспорт в Воронеже, несмотря на потери, всё-таки сохранился. Но что такое 29 машин для миллионного города, если когда-то на улицы их одновременно выходило почти две с половиной сотни? Сейчас троллейбусы начинают работать в шесть утра, а возвращаются в депо уже к семи вечера. Исключение — единственный дежурный троллейбус на маршруте № 7: он развозит пассажиров до 21.00.

Немногочисленному электротранспорту при таком графике трудно конкурировать с маршрутками. Даже на тех улицах, где можно встретить троллейбусы, их приходится ждать порой до получаса и дольше. А это значит, что «рогатые» подбирают на остановках главным образом случайных людей. Хотя у тех, кто целенаправленно планирует свою поездку и не слишком торопится, есть шанс, дождавшись троллейбуса,  проехаться в не слишком переполненном пассажирами салоне.

Чтобы троллейбусная система в Воронеже не исчезла, она должна развиваться. Без серьёзных финансовых вливаний сделать это невозможно.

Троллейбусы в последние годы исчезли не только в соседних Белгороде и Липецке, но и в Москве. Тенденция избавления от «рогатых» наблюдается и во многих других российских городах. Предполагается, что их место на улицах городов займут электробусы. Об этих новинках мы расскажем в одном из следующих выпусков нашей рубрики. 

По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы спасти троллейбусы?

Закупить много новых троллейбусов
Повысить цену за проезд
Понизить цену за проезд
Сделать абонемент на проезд
Сделать в салоне Wi-Fi
Свой вариант – в комментариях
Проголосовало 9 человек
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Max.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить

МЫ В СОЦСЕТЯХ

page load time: 0.16500210762024