«Зрелище, достойное императоров» – так можно охарактеризовать балет «Хрустальный дворец». Его поставили в традициях русского придворного театра XVIII века: богатый исторический антураж, костюмы и декорации, стилизованные под эпоху барокко, изысканная музыка, неожиданные персонажи и технические чудеса. А ещё в этом спектакле впервые на сцене появляются конь, борзые и летающая оперная дива.
В основу сюжета балета «Хрустальный дворец» (12+) лёг эпизод, имевший место при дворе российской императрицы Анны Иоанновны. Она славилась своей любовью к пышным торжествам и необычным забавам и однажды захотела поженить во дворце изо льда своих придворных шутов. Данная история ярко описана в романе Ивана Лажечникова «Ледяной дом».
— Для многих, кто знаком с романом, Анна Иоанновна так и осталась эксцентричной и взбалмошной персоной, — рассказала режиссёр-постановщик спектакля Екатерина Миронова. — Из школьной программы период её правления также известен, как «бироновщина» (по фамилии первого фаворита императрицы герцога Курляндского Бирона — авт.), и его принято считать не самым благополучным в истории нашей страны. Однако то, что я прочитала о царице, будучи взрослым человеком, открыло мне другую властительницу. Анна Иоанновна продолжила дело Петра I по части строительства российского флота, организовала экспедиции Витуса Беринга на Камчатку и в Японию, преобразовала кадетские корпуса, в которых смогли обучаться потомки дворянских семей, открыла балетную школу, под которую отдала комнаты своего зимнего дворца (сегодня это знаменитая балетная академия им. Вагановой). Мы упоминаем об этом в спектакле. Показываем царицу деятельной и разноплановой личностью. Но и от знаменитой шутовской свадьбы не отказываемся. Нам важно рассказать о сложных чувствах людей, ведь они есть у каждого, будь ты императрица или шут при дворе.
Чтобы ёмко раскрыть данную тему, постановщики соединили в спектакле балет, оперу и драматическое искусство.
— Благодаря этому спектакль получился современным, хотя и сделан на основе исторического материала, — подчеркнул балетмейстер Александр СОМОВ. — Данный сюжет никогда не использовался на сцене оперного театра. И нам хотелось поставить роскошное действо — уйти от минимализма (чёрная сцена плюс отвлечённая хореография), который практикуется в балете уже не одно десятилетие и от которого все уже порядком устали. Хотелось сделать что-то в духе старинного театра. А это значит в барочном стиле, где роскоши не просто много, а избыточно много.
Спектакль завораживает: красивые декорации, проекции, платья с кринолинами, которые хочется рассматривать. Более 200 костюмов, выполненных по историческим образцам, подготовила для артистов художник Елена Нецветаева-Долгалёва. Среди них есть наряды с секретами. Например, костюм павлина, у которого во время танца веером распускается хвост.
Чтобы лучше раскрыть эмоциональное состояние персонажей, постановщики обратились к изображению сил природы. Первый акт балета — русская осень, полная красоты и пышности, обилия плодов, разноцветья листьев. Одна из эффектных сцен — выезд на охоту. Вначале мы видим слуг, которые с корзинами разнообразной снеди следуют через лес. Затем появляются придворные. Наконец, восседая верхом на лошади, в центр сцены торжественно выезжает царица Анна Иоанновна в исполнении Светланы Дюдиной.
— Моя императрица немного самовлюблённая, но и немного романтичная, — отметила артистка Светлана Дюдина. — С каким чувством она произносит «amore» (любовь по-итальянски). Но, как и любая царственная особа, может быть жестокой. Сложность этой роли в том, что мне здесь необходимо произносить текст, составленный слогом времён Анны Иоанновны, что касается выезда верхом, то здесь у меня есть опыт.
Конь под императрицей самый что ни на есть настоящий. Роль скакуна в спектакле досталась 19-летнему рысаку Скалолазу Покорному, в быту Пете.
— Конь живёт в Воронеже, а на оперной сцене он впервые, — поделился коновод Дмитрий Потапов. — Поначалу мы беспокоились, как Петя отреагирует на незнакомую для него обстановку. Постепенно адаптировали его. На всякий случай держали наготове морковку, чтобы дать в минуту волнения. Но лошадка и без угощения великолепно справляется со своей задачей.
Кроме Пети на сцене дебютируют и другие четвероногие актёры — собаки породы русская борзая. Трое статных красавцев Аксамит, Анка и Астарта. По словам хозяйки животных Натальи Ивановой, собаки легко влились в театральный коллектив.
Не обошлось в спектакле без красивого вокала — оперная дива Людмила Солод взмывала в воздух в огромной декорации в форме солнца и на приличной высоте исполняла оду в честь императрицы.
Наконец, центральные персонажи балета — Шут и Шутиха, роли которых исполнили ведущие солисты театра оперы и балета Михаил Ветров и Марта Луцко, изящно сыгравшие свои партии. История их любви обрела в постановке шекспировскую глубину. Зрителям наверняка запомнится финальная сцена с их участием. Нежно обнявшись в опустевшем пространстве ледяного дворца, шуты окажутся то ли в ледяном пузыре, то ли в волшебном стеклянном шаре: потряси его и посыплется снежок…
СПРАВКА
Спектакль композитора Алексея Шора триумфально идёт по миру и стране с 2017 года, когда «Хрустальный дворец» впервые показали на Мальте. Через год состоялась российская премьера в Москве. А спустя 6 лет высокое сценическое искусство оценили и в Воронежском театре оперы и балета. Созданием спектакля с участием местной труппы занимались столичные режиссёр-постановщик Екатерина Миронова и балетмейстер Александр Сомов.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.