Что такое стратегия в менеджменте: виды и типы
Цель любого руководителя – обеспечить развитие и процветание собственного предприятия. Одним из ключевых инструментов, позволяющих добиться этого, выступают грамотное планирование и прогнозирование, профессиональная координация внутренних действий. Поскольку обозначенные задачи требуют определенных знаний и навыков, всю большую популярность начинают приобретать разнообразные бизнес-концепции и теории. Далее предлагаем обсудить основополагающие виды стратегического управления, разобрать их сходства и различия.
Что это такое
Это одна из наиболее важных управленческих функций, специализирующаяся на разработке долгосрочных целей и задач, контроля деятельности. Призванный наладить связи, он укрепляет жизнеспособность и мощь компании, повышает ее конкурентоспособность. При этом в качестве ядра управления выступает формулировка фундаментальных идей, подбор подходящего инструментария.
В менеджменте стратегия организации это:
- формулирование и реализация ключевых инициатив;
- исполнение заданий, поступающих от высшего руководства;
- учет имеющихся ресурсов;
- оценка внутренней и внешней среды.
Резюмируя вышесказанное, можем заключить, что данный термин используется для обозначения образа организационных действий и управляющих подходов, обусловливает достижение поставленного.
Если выражаться более простым языком, определение стратегии в стратегическом менеджменте будет звучать следующим образом: «Это концепция выживания среди соперников и конкурентов». Руководствующаяся принципами прогнозирования, она позволяет предугадать, каким бизнес будет в ближайшем будущем, оценить его потенциальную доходность и успешность, выявить специфические преимущества.
Сущность
В научный оборот термин «стратегич., управление» был введен на рубеже 1960-1970-х годов, отражал различные подходы к руководству. В 1965 году классические методы составления долгосрочных планов были подвергнуты критике. В роли наиболее активного противника традиционных принципов выступал американский исследователь и экономист – Игорь Ансофф. Он же предложил более совершенную модель планирования, одновременно превратившись в так называемого пионера дисциплины.
Сегодня суть научной дисциплины сводится к выполнению следующих функций:
- Определить текущее местонахождение на рынке, описать актуальное состояние.
- Спрогнозировать, на какой ступени она будет находиться по прошествии нескольких лет.
- Разработать план действий, которые позволят достичь желаемых результатов.
Таким образом, концепция ориентируется на будущее, помогает заложить фундамент для оперативного решения проблем.
Виды стратегий управления предприятием в стратегическом менеджменте
Современными специалистами выделяются четыре разновидности действий, каждая из которых ориентирована на конкретный уровень социально-экономической системы. Находясь в тесной взаимосвязи, они активно воздействуют друг на друга, способствуют появлению новых черт и особенностей. Подобное взаимовлияние позволяет легче адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, повышать конкурентоспособность и мощь.
Далее вашему вниманию предлагается перечень основных видов и типов стратегий в менеджменте:
- Интенсивная. Подходит для молодых концернов, еще не занявших конкретную нишу на рынке, не развернувших работу в полную силу. Имеет три подвида: основательное проникновение на рыночную арену, расширение собственных возможностей, улучшение ассортимента.
- Интеграционная. Актуальна в том случае, если бизнес «прочно стоит на ногах», занимает выбранный рыночный сектор и может свободно в нем перемещаться, меняя направления.
- Диверсификационная. Когда пропадает возможность развиваться в заданном направлении, а переход в другую область невозможен, данный вариант руководства – оптимальное решение. Он может не только принести прибыль, но и помочь выйти на принципиально иной уровень. Есть три подкатегории: производство схожих товаров, разработка новых номенклатурных позиций, а также организация работ, не относящихся к основной деятельности.
Наравне с перечисленными выделяется разновидность сокращения. Не относящаяся к понятию роста СМ, она предназначена для фирм, пребывающих в стагнации. Ключевая цель руководства в данном случае – вывести предприятие из застоя, сменить тактику и улучшить производительность.
Об отличиях
Как правило, сравнение СМ проводится с оперативным управлением. Их главное различие заключается в полярности фундаментальных миссий. В то время как первый вариант руководства сконцентрирован на получении разнообразных бонусов и привилегий, второй занимается планированием будущей жизнедеятельности, пытается предугадать возможные взлеты и падения. В первом случае управленец координирует рабочие процессы, основываясь на внутренних недостатках, а во втором – на внешних проблемах.
Далее предлагаем вашему вниманию таблицу, которая более подробно расскажет об отличиях теорий.
Сравнительный признак
|
Оперативное управление
|
СМ
|
Миссия
|
Налаживание производства для поддержания разнообразия ассортимента товаров и услуг
|
Поддержание жизнеспособности в долгосрочной перспективе
|
Задачи
|
Разрешение проблем, связанных с эффективным распределением ресурсов
|
Решение вопросов, поиск путей повышения конкурентоспособности
|
Ориентация
|
Кратко- и среднесрочная
|
Долгосрочная
|
Факторы
|
Наука и технологии, четкая организационная структура
|
Люди, рыночная и информационная система
|
Эффективность
|
Рациональность и экономичность, возможность извлекать достаточную прибыль
|
Собственная ниша на рынке, высокая стабильность и рентабельность, способность адаптироваться к происходящим изменениям
|
Это базовые различия, которые помогут лучше понять суть теории.
Зачем нужен стратегический менеджмент
Вопросы налаживания управленческих процессов представляются весьма актуальными в настоящее время – им посвящены тысячи социологических исследований, монографий, статей и прочих трудов. К сегодняшнему дню в рамках обозначенной отрасли научного знания успел накопиться большой массив эмпирической информации, позволяющей делать выводы об эффективности внедрения теорий и концепций в деятельность. В частности, удалось узнать, что компании, применяющие в своей работе принципы планирования и прогнозирования, оказываются более успешными и конкурентоспособными, приносят большую прибыль.
Обобщая все существующие выводы и концептуальные заметки, можем выделить следующие задачи СМ:
- Определение рабочей области, конструирование основных векторов.
- Внедрение концептуальных идей и положений в функционирование конкретной сферы.
- Корректное воплощение задуманных планов, нацеленность на высокие результаты.
- Эффективная реализация избранного вектора.
- Своевременный анализ результатов, оценка собственных достижений.
- Моментальное реагирование на изменения, внесение необходимых результатов.
Последний пункт оказывается особенно знаковым и актуальным в условиях современных рыночных реалий.
Функции
Концепция строится вокруг выполнения нескольких связанных между собой функций, которые проникнуты одной идеей – планировать. За счет определения ключевых целей и миссий удается выстроить единый вектор. Он и обусловливает большинство процессов, воздействует на формирование структуры, разработку инструментария. Важным элементом выступает мотивация, подразумевающая развитие в каждом работнике стимулов для качественного выполнения собственных обязанностей.
Подытоживая вышесказанное, кратко перечислим функции СМ:
- оценка внешних условий;
- изучение и анализ особенностей среды;
- разработка миссий и целей в соответствии с актуальными потребностями;
- формулирование концепции на уровне совершенствования хозяйственной деятельности;
- проектирования устройства структурной организации;
- определение поведенческих шаблонов;
- налаживание связи между всеми подразделениями.
Ну, и, конечно, не забываем о постоянном совершенствовании разработанных положений.
Лидерство
Путь к успеху никогда не бывает простым. Чтобы добиться по-настоящему знаковых результатов, создать прибыльный конкурентоспособный бизнес, грамотный руководитель должен сочетать два важных умения – управлять и быть лидером. Будучи взаимосвязанными, они играют ключевую роль в налаживании внутренних производственных процессов.
Умение управлять необходимо для разрешения производственных вопросов, формирования стабильности, предупреждения каких-либо рабочих споров и конфликтов. Лидерские же качества позволяют организовывать масштабные кампании по модернизации и трансформации, без которых невозможно процветание. Кроме того, они оказывают влияние на сотрудников, повышая качество их работы, усиливая личную заинтересованность в результатах собственного труда.
Основные этапы
Выстраивание планов на будущее имеет четкую последовательную структуру, состоящую из нескольких этапов-уровней. Каждый из них выдвигает перед руководителем определенные задачи, которые должны быть решены здесь и сейчас.
Ключевые этапы СМ:
- Определение занимаемой рыночной ниши / бизнес-сферы, формулирование назначения.
- Преобразование назначения в краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.
- Разработка теорий совершенствования и роста, достижения поставленных миссий.
- Воплощение теоретической стороны, организация практических мероприятий.
- Анализ проведенных реформ, оценка деятельности, контроль за текущей ситуацией и своевременное внедрение обновлений по запросу.
Ансофф также отмечает высокую значимость определения и развития потенциальных возможностей в условиях переменчивости рыночных реалий.
Инструменты
Реализация намеченных планов невозможна без подходящего инструментария. Что он собой представляет? Как правило, это комплекс подготовительных методов и способов принятия решений, разнообразные средства прогнозирования и аналитики, а также специализированные матрицы. В действительности СМ включает в себя множество разнообразных инструментов, однако наиболее значимыми среди них являются:
- Матрица обоснования. Ее применяют в целях выявления и устранения несовершенств в политике руководства. Основное предназначение – установление связей между возникающими неприятностями и путями их разрешения.
- Балансовая матрица. Предназначена для своевременного выявления недостатков, анализа управленческих преимуществ и особенностей. Наиболее часто используется для сопоставления специфических характеристик с возможными рисками и опасностями.
- Выбор сфер хозяйствования. Инструмент незаменимый при диверсификации производства, спровоцированный высокой конкуренцией и увеличением нестабильности.
При выборе инструментария необходимо учитывать потребности и приоритеты предприятия; его конкурентные преимущества, а также специфику; особенности предлагаемых товаров и услуг; степень компетентности руководящих кадров.
Мышление
Одна из ключевых задач, ставящихся перед руководящим звеном, заключается в развитии мыслительных навыков. Призванные помочь в реализации миссий и идей, они эффективно решают проблемы, налаживают отношения в коллективе, предупреждают разнообразные производственные столкновения.
Поскольку процветание невозможно без соблюдения принципов планирования, проектирования и прогнозирования, аналитический инструментарий СМ включает в пять стадий:
- Организацию внутренних мероприятий компании, подразумевающую координацию всех сотрудников, структур и ресурсов.
- Наблюдение, необходимое для понимания мотивов людей, исключение недостатков и несовершенств, нахождения оптимальных путей.
- Анализ множественных точек зрения.
- Выявление основных движущих сил – явлений, нуждающихся в повышенном внимании со стороны подопечных.
- Формирование индивидуальной позиции, включающей в себя условия для повышения результативности, расширения занимаемой на рынке ниши.
На основе всего вышеперечисленного выстраивается курс действий и ориентиров, на которые корпорация ориентируется в своей повседневной жизни.
Актуальные проблемы
Продумывание уникальной действенной концепции – значимая часть функционирования любой компании. При этом совершенно неважно, была ли она разработана заранее или возникла уже в процессе построения. Трудности СМ обусловлены тем, что лишь немногие знают, как правильно реагировать на его требования, как воспринимать имеющуюся теоретическую информацию. Особенно отчетливо они просматриваются в деятельности региональных фирм. Примечательно, что недостатки могут самостоятельно ликвидироваться благодаря внутренней эволюции.
Нередко компании, внедряющие руководствующиеся принципами СМ, сталкиваются с весьма непростой проблемой – отсутствия необходимых для формулировки долгосрочных миссий технологий. Решение в данном случае может выглядеть следующим образом: стоит самостоятельно разработать концепцию, отталкиваясь от данных, полученных в ходе анализа.
Еще одна трудность заключается в отсутствии действенных механизмов реализации. Иными словами, мало просто выстроить план роста и процветания, придется претворить его в жизнь.
Рекомендуемая литература
Поскольку стратегия развития рынка в стратегическом менеджменте подразумевает постоянное самосовершенствование и самообучение, далее вашему вниманию предлагается подборка книг, с помощью которых вы сможете наладить работу, урегулировать все управленческие вопросы.
- Ф. Янсен Ф. «Эпоха инноваций».
- К.А. Багриновский, М.А. Бендиков М.А. «О подходах к совершенствованию механизмов технологического развития».
- Б. Карлоф, С. Седерберг «О лидерах и вызовах».
- С.А. Яблокова С.А. Конспект лекций.
- З.И. Виноградова, В.Е. Щербакова В.Е. Учебное пособие для бакалавров «Матрица модулей, «древо» целей».
- Х. Виссема «Предпринимательство: возможности будущего».
- Ю. Рагулина «О моделировании процессов конструирования и принятия руководственных решений».
- А.М. Ковалев, И.А. Степанов «О принципах отбора признаков оценки результативности инновационных систем».
- В.Н. Чернов, Ю.Н. Эйсер «Бизнес-план. Рабочий стол».
- П.С. Завьялов, В.Е. Демидов «Маркетинг: формулы успеха».
- С.С. Лихерман, Н.И. Федунец, Н.К. Попович, Б.В. Локшина «Бизнес-планирование».
- А.М. Смулов «Промышленные корпорации: взаимодействие и развитие в кризисных ситуациях».
Самое читаемое
Погода преподнесёт воронежцам неприятный сюрприз
Пропавших воронежских сестёр нашли в районе Москва-Сити
Более 37 млн рублей похитили при благоустройстве Петровской набережной
Беспилотники атаковали предприятие в Ижевске: есть погибшие
Воронежцам начали компенсировать отключение мобильного интернета
Как спасти томаты, перцы, картофель и розы от гнили в дождливое лето
Полтысячи байкеров съехались в усадьбу Ольденбургских под Воронежем
Воронежская область пережила одну из самых продолжительных атак БПЛА: хронология 25 июня
В новом сезоне Кубка России сыграют две команды из Воронежской области
Читайте также
В течение какого времени можно вернуть товар: сроки возврата покупки в магазин по закону
09:41 20.04.2021
0
17082
Все новости

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.