Античную фреску из гробницы вернули в Воронеж после реставрации
В Воронеж триумфально вернулась италийская фреска IV века до н.э. – редчайший образец монументальной древнегреческой живописи. С течением веков ей потребовалась реставрация, которую выполнили в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. И вот уникальная фреска заняла своё почётное место в основной экспозиции музея им. Крамского, в зале «Античное искусство»! За торжественным «Возвращением воина» наблюдала съёмочная группа «ТV Губернии».
Она старше Иисуса Христа. Обнаружена во второй половине XIX века. Подобных образцов монументальной живописи нет ни в одном музее России, кроме воронежского – имени Крамского. Фреска «Возвращение воина» – это фрагмент росписи гробницы из Капуи, древнего города на юге Италии. Там ее и нашли в ноябре 1871 года. Сначала приобрели для частной коллекции, в затем продали в музей тогда еще Дерптского (ныне – Тартуского в Эстонии) университета – одного из старейших в Российской империи. Именно оттуда через год после Октябрьской революции фреска приехала в Воронеж и с 1933 года хранилась в местном художественном музее. Однако в те времена она выглядела, мягко говоря, иначе: разобрать, из-за скопившегося за две с половиной тысячи лет загрязнения, можно было разве что силуэт. Да и глубокая сквозная трещина на вулканической плите не позволяла уникальному античному артефакту стать частью экспозиции музея. Поэтому несколько лет назад фреску отправили во Всероссийский реставрационный центр имени Грабаря.
Александр Горматюк, заведующий реставрационной мастерской ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
– Сама методика, которая была отработана в центре Грабаря и реализовалась в этом проекте – это инновационный подход, позволяющий очень деликатно раскрывать живопись от таких следов бытования. Самый основной момент – спасти то, что сохранилось. Потому что есть внутренние процессы саморазрушения. В этом памятнике такие тоже были. А вопрос о дорисовывании – тем более не стоит. Нам самое главное, особенно в таких древних памятниках, сохранить только то, что до нас дошло.
Отреставрированный экспонат сначала экспонировался в столице, а теперь символично вернулся домой и расположился в зале античного искусства Воронежского музея им. Крамского. Перед посетителями он предстал впервые за последние сто лет. Поэтому официальное открытие решили провести торжественно. Церемонию посетила Мария Мазур – министр культуры региона. Она отметила: фреска уникальна не только для нашей страны, но и для всего мира, поэтому увидеть ее должен каждый житель и гость Воронежа.
Мария Мазур, министр культуры Воронежской области:
– Фреску можно увидеть, ею можно насладиться, но при этом наслаждении увиденным нужно изучать историю. Мы сейчас проговорили, что в итоге сделаем коллаборацию музея Крамского и нашего центра «Матрешка»: создадим руками наших детей целый мультипликационный фильм о пути воина: от самого его рождения и до сегодняшнего дня.
К слову, ознакомиться с историей античного фрагмента, процессом его реставрации и художественными особенностями можно и до премьеры мультфильма. На церемонии открытия была презентована книга «Возвращение воина. Италийская фреска IV века до нашей эры». Можно отследить и сюжет самой росписи: воин с триумфом возвращается домой. В его руке копье, с которого свисает окровавленная туника врага – символ победы. А образ всадника намекает на элитную принадлежность самого героя: всё-таки коня в те времена не каждый мог себе позволить.
Ольга Тугушева, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина:
– Мы плохо знаем античную живопись монументальную, потому что она не дошла до нас в массе своей, мы о ней только читаем. И только благодаря росписям погребальным в склепах, которые были скрыты в земле, мы о них знаем. XIX век – это, в основном, случайные находки. Или находки хищнические, когда грабители вскрывали склепы, срезали со стен и тут же продавали. Собственно говоря, эта фреска таким образом и стала известна. Мы можем увидеть, как выглядела античная живопись. И не надо ехать для этого в Италию или еще куда-нибудь.
Возможность, предоставленную воронежским любителям искусства, по праву можно считать уникальной. Ведь есть люди, готовые проехать полмира, чтобы хоть краем глаза взглянуть на столь древний экспонат. Здесь же эхо античной культуры доносится из самого центра города. Теперь руководство музея планирует организовать целый ряд тематических экскурсий, чтобы как можно больше жителей столицы Черноземья смогли увидеть ту, что старше Христа.










Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.