13:45  «Соль земли»
 14:00  «Губернские новости»
 14:10  «Эдуард Артемьев. Музыка поколений»
 16:20  «Кодекс Бородина»
 16:35  «Чтец»
 18:45  «Соль земли»
 19:00  «Губернские новости»
 19:15  «Адрес истории»
 19:25  «Взрослая дочь или тест на...»
 21:00  «Губернские новости»
13:45  «Соль земли»
14:00  «Губернские новости»
14:10  «Эдуард Артемьев. Музыка поколений»
16:20  «Кодекс Бородина»
16:35  «Чтец»
18:45  «Соль земли»
19:00  «Губернские новости»
19:15  «Адрес истории»
19:25  «Взрослая дочь или тест на...»
21:00  «Губернские новости»
Александр Гусев: «Главная задача - сохранить динамику успешного развития региона»

Кастинг ведущих прогноза погоды
Конкурс: Мой рецепт здоровья
Лучший блогер Черноземья

Александр Гусев: «Главная задача - сохранить динамику успешного развития региона»

Глава Воронежской области выступил перед депутатами регионального парламента
1258
Александр Гусев: «Главная задача - сохранить динамику успешного развития региона»

19 апреля врио губернатора Воронежской области Александр Гусев стал главным докладчиком на 30-м заседании Воронежской областной Думы. В Парламентском центре он выступил перед региональными законодателями с отчётом «Об итогах деятельности правительства Воронежской области в 2017 году».


Уважаемый Владимир Иванович (председатель Воронежской облдумы В.Нетёсов. - прим. редакции)! Уважаемые депутаты, коллеги!

В соответствии с Уставом Воронежской области, представляю вам ежегодный отчет об основных результатах деятельности Правительства области за 2017 год. В печатных справочных материалах, которые вы уже получили, в публикациях Росстата имеется подробная информация; кроме того, прошли встречи с фракциями, состоялись отчеты о проделанной работе руководителей исполнительных органов власти Воронежской области в комитетах областной Думы; поэтому я коротко подведу наиболее важные итоги.

Последние пять лет Воронежская область стабильно входит в число регионов-лидеров по ключевым макроэкономическим показателям. За этот период валовой региональный продукт (ВРП) увеличился в 1,7 раза (по Российской Федерации - рост, в среднем, в 1,4 раза). Опережающий рост экономики обеспечен и в отчетном году: прирост ВРП составил 2,2% (по РФ этот показатель составил 1,5%); значительными темпами росла промышленность - почти 107%; сельское хозяйство - 101,3%, причем в животноводстве этот рост составил 103%. Торговый оборот вырос на 102,3%. Очень важно то, что восьмой год подряд повышается инвестиционная активность в экономике, и, хотя рост в 2017 г. был незначительным, всего за восемь последних лет инвестиции в 1,9 раза: это - третий показатель в Российской Федерации. Восстанавливаются доходы населения, реальная заработная плата в 2017 г. составила 103,6%. На рекордно низком уровне находится безработица, - всего 0,9%. По рейтинговым оценкам качества жизни наша область занимает 7-е место в Российской Федерации.

Считаю, что достигнутые социально-экономические результаты должны стать отправной точкой для формирования новых задач развития нашей области. Учитывая, что в отчётном году областью успешно руководил губернатор Алексей Васильевич Гордеев, позвольте сегодня остановиться не только на достигнутых ключевых показателях, но и на задачах, которые я ставлю перед Правительством Воронежской области.

Основная текущая задача, - её можно назвать «программой-минимум», - заключается в поддержании достигнутых темпов экономического роста на уровне не менее 2,5% (в реальной оценке, с учётом инфляционных процессов). В среднесрочной перспективе такой рост может быть обеспечен за счёт завершения реализации уже начатых, при поддержке правительства, социальных и инвестиционных проектов; последовательного развития инфраструктуры экономики и улучшения бизнес-климата; а также при сохранении объемов господдержки.

Но я считаю, что есть необходимость поставить более амбициозную задачу (можно назвать её «программой-максимум»): выход на более высокий рост экономики, - на уровень 4,5% в год, в реальной оценке, с учётом инфляции. Такие показатели достижимы, и я уверен, что они нам по силам!

Эти темпы позволят региону в течение ближайшего десятилетия на практике реализовывать стратегические цели и создавать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства и жизни населения. Благодаря такой динамике, мы сможем также в полной мере обеспечить выполнение всех задач и инициатив Президента РФ, поставленных в его Послании Федеральному Собранию РФ и в "майских указах".

Речь идет об увеличении продолжительности жизни до 80 лет; обеспечении устойчивого роста доходов населения на уровне не ниже 4% в год, а также о снижении уровня бедности в два раза, - до размеров, не превышающих 5% от численности населения.

Для этого потребуется активизация работы по привлечению инвестиций: необходимо сделать область ещё более привлекательной для бизнеса любого масштаба и отраслевой направленности. Следует создать устойчивые благоприятные налоговые и контрольно-надзорные условия, гарантированные на период реализации инвестиционных проектов. А главное - нам предстоит на деле научиться использовать научный, образовательный и человеческий капитал для развития экономики области.

Исполнительным органам власти области уже даны поручения, - о модернизации существующих государственных программ, которые мы реализуем на территории региона, и проведении мероприятий, с учётом реализации "программы-максимум".

***

Вторую часть своего отчёта Александр Гусев посвятил итогам и задачам в отраслевом разрезе.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Эта отрасль развивается с очень хорошей динамикой. Рост промышленного производства по итогам 2017 г. составил в нашей области, как я уже говорил 106,9%. За пять лет региональная промышленность выросла на 33%, при среднем показателе по Российской Федерации - всего 0,7%. по динамике последних десяти лет мы на 7 месте в стране. Безусловным локомотивом роста является производство пищевых продуктов: в структуре промышленности его доля возросла с 35 до 45 процентов. Достаточно высокую динамику также показывают предприятия оборонно-промышленного комплекса и, в последние два года, Нововоронежская АЭС, - это связано с пуском нового блока и предстоящим пуском ещё одного блока.

Ключевая задача в этом секторе - добиться сохранения достигнутых уже темпов роста: 5 - 6 процентов в год, на всём среднесрочном горизонте планирования. Это позволит в целом выйти по экономике на параметры "программы-максимум" с ростом в 4 - 5%.

Прежде всего, необходимо обеспечить устойчивый рост в высокотехнологичных отраслях, - в первую очередь, за счёт реализации проектов ВАСО в области гражданской, транспортной, специальной авиации; создания фабрики радиоэлектронной аппаратуры концерна "Созвездие"; объединения усилий по наращиванию объемов производства КБХА и Воронежского механического завода. Нужно приступить к созданию новых точек роста в промышленности, - например, строительства предприятия по переработке природного газа, с объемом инвестиций 14 - 15 млрд. рублей, что позволит нам создать около 5 тысяч новых рабочих мест (на действующем производстве и в смежных отраслях). Для реализации этой задачи необходимо обеспечить создание и развитие Особой экономической зоны промышленно-производственного типа, - на территории, которая прилегает к индустриальному парку "Масловский". Это позволит реализовать 15 - 20 крупных инвестиционных проектов, с объемом инвестиций более 30 млрд. рублей, и создать более 4 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Дополнительные налоговые отчисления, по нашим расчётам, составят около 3 млрд. рублей.

В Павловске создается территория опережающего социально-экономического развития, где компания «АГРОЭКО» реализует якорный проект по строительству мясокомбината стоимостью более 10 млрд. рублей. Потенциал территории опережающего развития позволит разместить не менее 20 производств с объемом инвестиций более 20 млрд. рублей. Это позволит создать около 2 тысяч высокопроизводительных рабочих мест и обеспечит дополнительные отчисления в бюджеты на уровне 1 млрд. рублей.

Для реализации названных проектов по созданию точек роста и размещению производства необходимо решить возникающую проблему дефицита электроэнергии и газа, - такие сложности у нас на территории области, к сожалению, есть. Предварительные договорённости по решению проблемы достигнуты, - как с "МРСК Центра", так и с "Газпром трансгазом", - что позволит обеспечить создание дополнительных мощностей для технического присоединения новых и действующих производств.

В муниципальных районах области необходимо актуализировать инвестиционные паспорта. В ходе данной работы будут проведён аудит энергетических мощностей района и сформирована программа развития инженерных сетей, в привязке к перспективным инвестиционным площадкам.

Ещё один вектор развития - реализация государственно-частного партнерства (ГЧП). В настоящее время сформирован перечень из 31 проекта, реализуемых и планируемых к реализации на принципах ГЧП, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, спорта, культуры, экологии. Общая сумма, которую мы планируем привлечь, - около 9 млрд. рублей.

Для крупных промышленных проектов планируется в полной мере задействовать федеральные механизмы поддержки. При поддержке Государственного фонда развития промышленности уже реализуются 4 воронежских проекта, с общим объемом финансирования 900 млн. рублей. Для увеличения объемов привлекаемых федеральных средств будет создан Региональный фонд развития промышленности.

***

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. Воронежская область стабильно входит в первую десятку российских регионов по производству основных видов сельхозпродукции. В прошедшем году получен рекордный за всю историю полеводства урожай зерновых и зернобобовых: 5,6 млн. тонн зерна, что почти на 1 миллион тонн больше уровня 2016 года.

По приросту поголовья свиней регион занимает первое место в стране. По темпам прироста объемов производства молока - 4-е место.

На ближайшую перспективу мы ставим следующие задачи.

Во-первых, обеспечить формирование кластеров по производству мясных и молочных продуктов. Для этого запланировано реализовать ряд проектов:

– в мясном скотоводстве увеличить количество голов на 45 тысяч, что обеспечит рост производства говядины на 50%;

– в свиноводстве нарастить объемы производства на 50%;

– построить не менее 10 крупных молочных комплексов, в том числе 4 будет построено уже в текущем году, что позволит к 2020 году производить свыше 1 млн. тонн молока в год.

Во-вторых, за счет развития сельского хозяйства обеспечить реализацию новых проектов в пищевой промышленности. В этой отрасли правительством области планируется поддерживать проекты по переработке мяса, молока и расширению объемов выпуска кондитерской продукции. Уже ведется подготовка к реализации проектов компаний «АГРОЭКО», «ЭкоНиваАгро» и КДВ с общим объемом инвестиций более 20 млрд. рублей.

В-третьих, необходимо приступить к развитию новых для региона видов производств по глубокой переработке зерна, производству кормовых ингредиентов, развитию селекционно-генетических центров в животноводстве.

В-четвертых, - обеспечить условия для производства экологически чистой органической продукции, предусматривающие сертификацию земельных участков, сертификацию самой продукции, формирование нормативной базы для поддержки таких производств и системы продвижения продукции в сети продаж.

В течение 3 лет планируемый общий объем инвестиций в агропромышленный комплекс составит не менее 60 млрд. рублей, что позволит создать порядка 4 тысяч новых рабочих мест. Реализация вышеперечисленных мероприятий обеспечит среднегодовой рост объемов производства продукции сельского хозяйства в размере не менее 2%, а перерабатывающей промышленности - не менее 5%. Это согласуется с планами реализации «программы-максимум».

***

СТРОИТЕЛЬСТВО. По уровню объема ввода общей площади жилья Воронежская область на протяжении последних 6 лет занимает 3-е место среди субъектов Центрального федерального округа, уступая лишь Москве и Московской области. В рейтинге субъектов страны по итогам 2017 г. мы удерживаем 14-е место.

Задача-минимум - обеспечить в рамках реализации приоритетного направления «Ипотека и арендное жилье» ввод жилья на уровне 2017 г. (это более 1 млн. 600 тыс. квадратных метров), а также привлечь дополнительные денежные средства на строительство объектов инфраструктуры проектов комплексного освоения территории.

Задача-максимум - обеспечить повышение доступности жилья, рост в полтора раза количества семей, улучшивших жилищные условия и добиться соотношения средней стоимости 1 кв. м возводимого жилья и средней заработной платы по региону - не более 90%. Задача двуединая: мы должны повышать заработную плату и снижать стоимость строящегося жилья.

Приоритет в жилищном строительстве для наших крупных населенных пунктов - развитие застроенных территорий. Такие площади только в Воронеже составляют, по нашим предварительным оценкам, около 220 гектаров. Проектами создания современного комфортного жилья на застроенных территориях предусматривается строительство более 2,5 млн. квадратных метров со всей сопутствующей социальной инфраструктурой.

***

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. В 2017 г. на территории области вели деятельность более 88 тысяч субъектов малого бизнеса. Их численность за год выросла более чем на 3%. Налажено эффективное взаимодействие с федеральными институтами развития предпринимательства - Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и Минэкономразвития России. Благодаря этому в 2017 г. в регион привлечено 3,6 млрд. рублей для реализации проектов малых предприятий. В рейтинге субъектов Рф по обороту розничной торговли на душу населения Воронежская область поднялась с 45-го места, которое мы занимали в 2009 году, на 13-е место в 2017 году.

В этом секторе экономики возможно обеспечить положительную динамику за счет повышения эффективности привлекаемых на государственную поддержку федеральных и областных бюджетных средств, а также за счет использования новых и уже имеющихся инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки занятости.

В настоящее время на региональном уровне разрабатываются «портфель проектов» и комплекс мероприятий по созданию условий для развития, прежде всего, производственных компаний, в том числе с целью роста их экспортного потенциала. В число таких механизмов входят:

- создание и развитие сети индустриальных парков для субъектов малого бизнеса;

- применение успешных региональных и зарубежных практик поддержки бизнеса в области промышленного производства;

- создание единого оператора для инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, работающего в режиме «одного окна» (хочу сразу сказать: этот оператор будет создан из числа уже действующих институтов развития);

- обеспечение широкого доступа малого бизнеса на рынок государственных и муниципальных закупок.

Ожидается, что реализация перечисленных мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса позволит к 2023 г. достичь роста числа субъектов предпринимательства более чем на 15% (102 тыс. предпринимателей), а также ежегодно создавать более 1 тысячи рабочих мест. При этом доля занятых в секторе малого и среднего предпринимательства составит более 30% (на сегодняшний день - около 25%).

***

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. Основной итог минувшего года в этой важной сфере - показатели общей смертности уменьшились почти на 4%, а смертности населения трудоспособного возраста - на 10,6%. При этом снижается смертность от основных видов заболеваний. Благодаря такой тенденции выросла продолжительность жизни с 72 до 73 лет.

Главная задача в здравоохранении – при сохранении позитивной динамики сокращения смертности повысить качество амбулаторного обслуживания, сделать его оперативным и общедоступным. В рамках решения этой задачи особое внимание будет уделяться реализации инициатив Президента Российской Федерации, озвученных в ежегодном Послании Федеральному Собранию, а именно обеспечению шаговой доступности медицинской помощи в малонаселенных пунктах.

В ближайшие пять лет будут построены 15 новых поликлиник и подстанций скорой помощи, реализована программа обновления и укрепления материально-технической базы детских поликлиник. На эти цели планируется выделить более 4,5 млрд. рублей. В текущем году мы начнем строительство хирургического корпуса областного онкологического диспансера на 340 коек стоимостью около 3 млрд. рублей и поликлиники на 550 посещений в микрорайоне Шилово (Воронеж) стоимостью 450 млн. рублей.

***

ОБРАЗОВАНИЕ. В регионе - свыше 350 тысяч учащихся, что составляет более 15% от общей численности населения области. уже обеспечена стопроцентная доступность услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Заработная плата педагогов общего образования увеличена в 1,5 раза, в дошкольном образовании - в 2 раза. В результате, более 73% процентов жителей области положительно оценивают состояние сферы образования в регионе.

В среднесрочной перспективе усилия правительства области будут сконцентрированы на решении проблемы очередности в детские сады для детей в возрасте до 3 лет. Уже в ближайшие 2 года на строительство новых детских садов Воронежская область получит из федерального бюджета около 1,5 млрд. рублей. Запланировано строительство свыше 20 объектов более чем на 4 тысячи мест. Причем основную долю (более 60%) составят места для детей ясельного возраста. Максимум за 3 года мы должны полностью решить такую задачу.

В системе общего образования основным приоритетом должно стать сокращение числа учащихся во вторую смену. В ближайшие 3 года будет построено 7 новых школ. Соответствующая программа уже утверждена и средства запланированы. Это позволит нам создать более 6 тысяч учебных мест.

***

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ. В настоящее время систематически занимаются физкультурой и спортом свыше 900 тысяч человек, - более 42% всех жителей региона. Количество детей, регулярно посещающих спортивные школы, за последний год возросло на 2,5 тыс. человек. Сегодня область входит в десятку лучших субъектов РФ по уровню организации физкультурно-спортивной работы.

В этой сфере планируется сделать акцент на развитие массовой физкультуры и спорта. Будет продолжена работа по созданию доступной современной инфраструктуры. В 2018 году предусмотрено строительство порядка 40 спортивных объектов. В текущем году запланировано более 800 мероприятий, включая Спартакиаду молодежи допризывного возраста и Сельские летние спортивные игры.

Кроме того, очень важно достойно подготовить город и завершить создание необходимой тренировочной базы к проведению Чемпионата мира по футболу.

***

КУЛЬТУРА. Воронежская область утвердилась в статусе одного из ведущих театрально-фестивальных центров России. В 2017 г. театрально-концертные проекты посетили около 1,5 млн. человек. Продолжится развитие знаковых, масштабных мероприятий, ставших визитной карточкой нашей области, таких как Международный Платоновский фестиваль, фестиваль детских театров «Маршак», «Мандельштамфест» и другие. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры: планируется провести реконструкцию театра оперы и балета, строительство объектов культуры на набережной Воронежа. В ближайшее время начнётся разработка концепции развития Петровской набережной.

Дальнейшее укрепление статуса области в качестве культурного центра Центрального Черноземья будет способствовать развитию событийного туризма и обеспечит рост туристического потока: по нашим оценкам - до 900 тыс. человек в год (на сегодняшний день - чуть более 600 тыс. человек).

***

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ. Сегодня около 800 тыс. жителей области ежегодно получают меры государственной поддержки в виде различных социальных выплат и льготных услуг.

Продолжается реализация программы по повышению качества жизни людей старшего поколения. Построено 6 современных домов-интернатов для пожилых людей и реконструирован интернат психоневрологического профиля. В этом году мы заканчивается строительство еще одного такого интерната. В результате, очередь в учреждения общего и психоневрологического профиля полностью ликвидирована.

Уровень бедности в Воронежской области - один из самых низких в стране. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 9,5% при среднероссийском показателе 13,8% (у нас - четвертый результат по РФ). Положительная динамика сокращения параметров бедности достигнута за счет роста доходов граждан и увеличения объемов оказания государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.

Сегодня отдельным категориям граждан предоставляются более 80 различных мер соцподдержки, из них 27 - с целью поддержки семьи и детей. С 2018 г. по инициативе Президента страны установлена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка в малоимущих семьях.

В прошлом году в целом на меры социальной поддержки из бюджета в целом выделено около 13,5 млрд. рублей, из них почти 10 млрд. рублей - средства областного бюджета.

Ключевая задача текущего периода -модернизировать систему всей социальной помощи гражданам, перестроив ее на оказание адресной поддержки действительно нуждающимся и бедным категориям с учетом исполнения критериев нуждаемости. Важным направлением является расширение участия некоммерческого сектора (НКО) в сфере социального обслуживания граждан.

В ближайшее время планируется приступить к реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. Он предусматривает модернизацию действующей системы социального обслуживания пожилых граждан, включая создание патронажного обеспечения, оказание медицинской помощи на дому, внедрение механизмов семейного ухода. На осуществление этого проекта в ближайшие 4 годы будет направлено более 1,5 млрд. рублей.

Главная цель реализации государственной социальной политики - сбережение людей, умножение человеческого капитала. Поэтому усилия областной власти будут направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, реализацию демографических программ.


Вадим ЧУГУНОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
__