«Это коснётся всех – и предприятий, и обычных людей»: воронежский депутат – об угрозе стагфляции и её последствиях для простых граждан
В конце октября Центробанк РФ снова повысил ставку до рекордных 21 %. Такую жесткую кредитно-денежную политику глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила стремлением сдержать инфляцию и защитить зарплаты, пенсии, пособия и сбережения от роста цен. Но подобные меры имеют и негативные последствия для бизнеса. В частности экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предупредили о возможной стагфляции в России. Это одновременный спад бизнеса (стагнация и банкротства) и высокая инфляция. Свои опасения по поводу высокой угрозы стагфляции высказал и депутат Воронежской городской думы, глава комиссии по экологии Константин Ашифин. По его мнению, стагфляция коснется всех – и предприятиям, и обычным людям придется приложить усилия, чтобы сохранить активы.
– В последнее время все только и говорят, что о стагфляции. Не только в высоких кабинетах, но и на рабочих совещаниях в рядовых компаниях, и в личных разговорах. И тут меня часто просят дать совет. Я не могу назвать себя экспертом, но могу рассуждать, как человек, который более 30 лет работает сам и дает работу людям.
Итак, что такое стагфляция? Это очень коварное состояние экономики: с одной стороны — высокая инфляция, с другой – замедление. Все это сейчас подкрепляется экстремально высокой ключевой ставкой.
Что в итоге? Многие предприятия могут оказаться на грани выживания. Кредитные средства с такой ставкой привлекать невозможно, ведь средняя рентабельность бизнеса 20-30%. Компании еще больше разгоняют инфляцию, потому что вынуждены закладывать процентные издержки в цены своих товаров и услуг. Экономическая активность замедляется, растут кредитные риски и задержки платежей.
А что в это время происходит с личными финансами граждан? Центробанк стимулирует не тратить деньги, а сохранять их на депозитах. Эксперты посчитали, что таким образом только с физических лиц «напылесосили» более 52 трлн. рублей. Примерно столько же на вкладах держат и юридические лица. Это несет в себе огромные риски для банковской сферы.
Банки принимают все эти деньги. А вот объем выдачи кредитов сильно снизился. Возникает закономерный вопрос: а как же тогда банки будут выполнять свои обязательства?
Есть всего 4 варианта:
- заморозка вкладов, например, частичная, с лимитами на снятие. Эльвира Набиуллина недавно категорически отрицала эту возможность. Но ни объяснений, ни каких-то альтернативных вариантов не предложила;
- внешние заимствования для поддержки банков. Но геополитическая ситуация складывается таким образом, что занимать нам особо негде;
- субсидирование банков со стороны государства. Такие объемы можно покрыть, только включив печатный станок. Но это отправит инфляцию просто в космос и перечеркнет все усилия с повышением процентной ставки;
- запустить финансовые суррогаты. Например, вспомнить советский опыт и ввести добровольно-принудительные облигационные займы.
Что и говорить, все эти варианты плохие. А других я пока не вижу. Возвращаясь к началу. Так что же делать предприятиям и гражданам?
Я уверен, что главное, что нужно бизнесу сейчас – это сохранить себя и сохранить коллективы. Нужно любой ценой спасти производства, которые выпускают пользующиеся спросом товары, обеспечить поступление денежных средств.
А что касается людей и их сбережений, я бы рекомендовал ни в коем случае не наращивать кредитные обязательства, не влезать в долги. Быть осторожнее с депозитами. Распределять накопления по разным «корзинам».
Наше влияние на ситуацию очень ограничено. Мы можем только беречь себя и свои активы. Во всех смыслах этого слова.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.