Воронеж ясно +19°
USD
92.13
EUR
98.71
Предложить новость
Прямой эфир

Худрук Воронежского театра драмы Владимир Петров: «Мы конкурируем с гаджетами за внимание зрителей»

14:04 22.03.2022
13 мин
0
612
Автор фото: Валерий Драбов

В начале марта на малой сцене Воронежского театра драмы представили спектакль «Весы» (16+). Комедия по пьесе знаменитого драматурга Евгения Гришковца переносит зрителя…в фойе роддома. А там мужчины ждут новостей от своих вторых половинок и попутно обсуждают самые разные темы — от трудностей отцовства до имён детей. Кому адресована новая постановка? Должно ли театральное искусство отражать актуальные события? Как театр конкурирует со смартфонами в борьбе за внимание молодёжи? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «TV Губернии» рассказал художественный руководитель театра драмы имени А. Кольцова Владимир Петров.

«Осмыслять пандемию будем долго»

– Владимир Сергеевич, почему для новой постановки выбрали именно пьесу Евгения Гришковца?

– Наверное, многие решили, что раз премьера прошла в начале марта — это подарок милым дамам к весеннему празднику. На самом деле «Весы» в постановке воронежского режиссёра Александра Сидоренко – достаточно светлая история, которая нам сегодня особенно нужна. Это не лирическая, а, скорее, жизнеутверждающая комедия. У нас никогда не было пьес про роддом. Про сам акт появления на свет этого чуда – Человека. И про то, как к этому событию трогательно и трепетно относится мужчина. Мне показалось, что такая пьеса будет иметь успех, потому что затрагивает достаточно серьёзную тему. 

– Жизнеутверждающую пьесу решили ставить, чтобы отвлечь зрителя от тяжёлых мыслей, связанных с пандемией? Или это давняя задумка? 

– Нет, конечно. Мы размышляли о вечных ценностях, о которых театр говорит на протяжении веков. Хотя и актуальный театр я не отрицаю. Но серьёзное театральное искусство не может моментально отображать сиюминутные события. На мой взгляд, они нуждаются в глубоком осмыслении, исследовании. При этом могут быстро устареть. Всё-таки в основе театра лежит драматургия. Если автору удалось создать произведение, внутри которого есть конфликт, резонирующий с днём сегодняшним, оно однозначно вызовет интерес и у режиссёра, и у актёров, и у зрителей. 

– А как коронавирусные ограничения сказались на жизни театра? 

– Театр столкнулся с серьёзными финансовыми потерями. И моральными тоже. Мы ведь не можем жить без публики. Когда её нет, теряем своё предназначение. Поэтому вначале испытали весь спектр эмоций: шок, растерянность, чувство своей ненужности. Какое-то время пережидали ситуацию. Потом приступили к репетициям, стали готовить новые работы. Вообще пандемия – сложный период в жизни нашей страны и всего мира. Осмыслять её будем долго.

«Театр тем и ценен, что это живой контакт»

– Актёры тяжело переживали вынужденный простой? 

– Во время первой волны мы смогли сделать спектакль, когда каждый артист находился дома, выходил в онлайн и произносил свой текст. Вот таким образом мы почти сыграли пьесу… Но, надо признать, я не верю в онлайн-искусство. Театр тем и ценен, что это живой контакт. А здесь мы вступаем в зону кинематографа, где театр проигрывает сразу. Театральную постановку можно показывать в интернете, но это должен быть специально снятый спектакль – с остановками, крупными планами, особым монтажом. Так раньше снимали для телевидения знаменитые спектакли Товстоногова, Эфроса. Но и те фильмы-спектакли всё равно были неполными. 

– Сейчас почти все коронавирусные ограничения отменили. Поток зрителей увеличился? 

– Как только ограничения стали снимать, народ пошёл. Хотя многие до сих пор напуганы. Некоторые зрители финансово пострадали от пандемии. У части людей появились апатия и уныние. Поэтому я настороженно относился к выходу из ограничений – что же будет дальше? И оказалось напрасно. Сейчас при разрешённой заполняемости зала в 80% у нас продаются все билеты.

– А кто он, ваш зритель? Как бы вы сами его описали?

– Очень широкий круг людей – и молодёжь, и люди среднего возраста. Взрослая публика, которая выросла на другой театральной системе, возможно, не все наши работы приемлет. Это естественно. Как правило, театр живёт внутри одного поколения. И смена поколений зрителей зачастую очень болезненный процесс. Например, молодое поколение достаточно непросто заинтересовать. У них огромный выбор — кино, интернет, соцсети. Мы не можем конкурировать на этом поле и должны брать чем-то другим. В то же время не допустить ритмического несовпадения с тем миром, который доступен в гаджетах. 

– Как с этим справиться? Чем привлечь новых зрителей? 

– Здесь каждый театр ищет свои способы. Для одних это скандал, то есть спектакль-провокация. Для других – предельная откровенность. Она может выражаться как в выборе самого материала, так и в попытках показать на сцене нечто запретное, например, обнажённые части тела. Но я такими путями идти не готов. Поэтому остаётся говорить серьёзно на серьёзные темы. Понимаю, что приходит новое поколение – у них другие интонации. Общество всё больше погружается в мир виртуальных профессий, отношений… Мир меняется, и не только в мелочах. Говорить хорошо это или плохо, просто бессмысленно. Осуждать изменения можно, если не боишься считать себя стариком. 

– В таком случае как быть людям театра? 

– Продолжать отражать мир через призму своего восприятия. Делиться с другими, рассчитывая, что зрители выберут то, что им близко. Пока есть спрос на тот театр, который я делаю, я и буду им заниматься. 

«Жить и работать ради думающей публики» 

– Каким должен быть артист, чтобы попасть в труппу Владимира Петрова?

– Наша театральная система – единственная в мире, где люди находятся в труппе на постоянном контракте. Собрать свою коллекционную труппу мало кому удаётся даже в столице. Но я чётко понимаю, что театр – это любовь. Без влюблённости в пьесу, в своих артистов ничего хорошего не получится. Поэтому я люблю их такими, какие они есть. В каждом нахожу положительные черты и лелею их. В театр часто приходят на просмотр молодые таланты. Но у меня следующий принцип: выбираю такие индивидуальности, которых нет в моём коллективе. Вот нет у меня, допустим, Юрия Никулина. Появись сейчас похожий молодой актёр, взял бы не раздумывая… Иначе зачем набирать артистов и лишать их работы? Неработающий актёр — это драма внутри труппы, семьи и внутри души этого человека. 

– А как зритель вы часто бываете на спектаклях в других театрах? 

– Очень плодотворный в этом плане Платоновский фестиваль. Что сейчас будет с его зарубежной программой в свете последних событий, пока большой вопрос. Но ранее с интересом смотрел работы, которые давали представление о том, чем живёт современный театр, какие новые тенденции в нём возникают. Хожу к коллегам в ТЮЗ, театр оперы и балета, Камерный театр и, конечно, в филармонию. 

– Расскажите о премьерах, которые ждут зрителей театра драмы в 2022 году.

– Второй премьерой этого сезона станет достаточно необычный спектакль «История одного преступления». Современная пьеса авторства Ольги Любимовой, среди действующих лиц Петр Столыпин и Лев Толстой. Готовится самостоятельная работа наших артистов по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека «Эмигранты». Я планирую ставить Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Кроме того, к зимним каникулам подготовим сказку для детей. Есть и другие замыслы, но их реализация зависит от финансовой составляющей. В силу экономических обстоятельств растут цены на металл, дерево, ткани, кожу – то, что нужно для декораций. Поэтому планировать трудно. Через два года юбилей Пушкина. Пока не знаю, что с этим делать. Если берёшься за классику, надо предложить какой-то свой взгляд на всем известное произведение. Иначе смысла нет. Зритель, чьим мнением я особенно дорожу, идёт на спектакль с мыслями: «А как же они это поставили? Как в театре драмы трактуют эту историю?». Ради такой думающей публики я хотел бы и далее жить и работать.

ДОСЬЕ «TV ГУБЕРНИИ»

Владимир Петров родился 17 октября 1946 года в Киеве. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства – в 1972 году актёрский факультет, а в 1979 году – режиссёрский. Работал актёром, режиссёром в Харьковском театре им. Т. Г. Шевченко и Рижском театре русской драмы. Был главным режиссёром в Севастополе (Театр имени А. В. Луначарского). Также работал в Киеве (Академический театр имени Л. Украинки) и в Омске (Академический театр драмы). Поставил более 100 спектаклей в России, Китае, Японии, Прибалтике, Украине.

Художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени Кольцова с 2011 года. Заслуженный деятель искусств России, лауреат всероссийской театральной премии «Золотая Маска».

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,25012302398682