Воронеж ясно +18°
USD
92.13
EUR
98.71
Предложить новость
Прямой эфир

Российские и зарубежные художники познакомили воронежцев с феноменом дачной жизни

20:10 07.02.2022
7 мин
0
962

Настоящее лето среди зимы наступило в музее имени Крамского. Там современные художники решили переосмыслить тему дачи как места пребывания человека. Для этого они провели в прошлом году творческую лабораторию в воронежском микрорайоне «Дальние сады». Такое же название получила и экспозиция, параллельно с которой в музее Крамского проходили тематические встречи, лекции и даже перформансы. Вот подробности.

Услышать скрип калитки, прилечь на вертикальную подушку, потрогать мягкий забор, посмотреть старый телевизор, поностальгировать, окунуться в чьи-то воспоминания, вдохнуть запах полевых трав и увидеть, что такое счастье. В музее Крамского расцвело настоящее дачное лето!

Уютная, атмосферная, тёплая, душевная, добрая, ностальгическая и немного философская выставка — такие эпитеты приходят на ум, когда попадаешь в пространство «Дальних садов». Созвучие с одноимённым воронежским микрорайоном — неспроста. 40 художников из разных городов России и зарубежья, во главе с автором идеи Мариной Демченко, попытались выяснить, в чём заключается феномен дачи как места проживания человека.

Марина Демченко, художник, автор и куратор выставки «Дальний сад», иллюстратор:

— Оказалось, что у этого места есть некоторые мифы, которые очень дороги его людям, и именно эта мифология заинтересовала меня. Здесь есть такие подтексты и темы, как собственный райский сад, каждый выстраивает свою вселенную и в ней является творцом. Дачи люди используют для того, чтобы заниматься трудом, для них это место перезагрузки и отдыха. И ещё мне интересен такой фокус на даче, как «островки свободы».

Посетителей с первых шагов встречают миниатюрные домики с крышами из фотографий. За кружевными шторами с ажурными деревьями — особый мир, а старая калитка — словно портал в дачную жизнь.

Марина Демченко, художник, автор и куратор выставки «Дальний сад», иллюстратор:

— Это работа Кристины Рамли, она сделана на основе её воспоминаний о детстве. Она, когда оказалась на «Дальних садах» летом, во время наших полевых исследований, вспомнила о том, что в детстве качалась на калитке, как на качелях. Мы нашли эту калитку, она сделала живопись на стекле. А ещё у этой работы есть звуковая часть, можно послушать, как скрипит калитка.

Выставка пёстрая, как разноцветное гобеленовое покрывало Евгении Ножкиной. Здесь очень много интересных и неожиданных арт-объектов, которые разрывают шаблоны. Например, «Ковёр без оленей», где можно присесть и поразмыслить, куда делись животные; летающие советские журналы или подушка, как будто случайно оказавшаяся в музее.

Все объекты — итог творческой лаборатории, которая проходила летом 2021 года. Тогда художники устраивали в «Дальних садах» полевые экспедиции, посещали дачи, обсуждали и создавали новые работы, выискивая много новых, неожиданных смыслов. Результатом дачных исследований стали арт-экскурсии, перформансы и выставки. Таким образом получился мультижанровый проект, органично вписанный в дачные ландшафты.

Родион Процук, житель «Дальних садов»:

— Для меня было удивительным открытием, когда я узнал, что «Дальние сады» состоят не только из дачников, но там живут и ещё и представители творческих профессий, много художников обитает, многие из них живут там круглогодично, а не только приезжают на летний сезон. И эта выставка — квинтэссенция того, что человек может делать в ином пространстве, нежели город. Это находится недалеко от города, но своего рода — отдельная экосистема, где немножко другие правила и другие порядки.

Одновременно с лабораторией Марина Демченко собирала интервью жителей «Дальних садов». Они легли в основу перфатима, который прошёл в рамках выставки — то есть перформанса, сочетающего в себе элементы читки и вербатима. Пьесу написала драматург Диана Литвинова.

Диана Литвинова, драматург:

— Я работала уже с этими интервью, которые мне предоставила Марина, прослушивала, отмечала, за что цеплялся мой взгляд, и собирала, компоновала всё это в единую структуру. Истории получились частично про какую-то ностальгию, про память, про детство, про те моменты, куда мы не можем вернуться.

Пространство экспозиции наполняется обрывками воспоминаний, словно откуда-то возникает параллельный звукоряд. Среди посетителей то тут, то там появляются персонажи, которые делятся искренними и сокровенными историями о своем прошлом и настоящем, а также о жизни за городом.

По мнению художников, дача — это промежуточная среда между городом и природой, как некий оплот свободы. В советское время люди, когда получали дачные участки, творчески подходили к обживанию этого пространства, таким образом появлялись разноцветные домики, крыши и заборы. Со временем к дачам стали относиться более утилитарно, но по-прежнему здесь можно не только вырастить урожай, но и отдохнуть душой от городской суеты.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,86809897422791