Михаил Покусаев из деревни Богданово Рамонского районе вот уже пятьдесят лет владеет автомобилем ВАЗ-2101 – легендарной «копейкой». Причём, машина находится не в статусе «музейного экспоната», а до сих пор активно используется по прямому назначению. И это несмотря на то, что хозяин неоднократно имел возможность заменить свою «ласточку» на более свежую модель. Михаил Семёнович рассказал «TV Губернии», почему столько времени не расстаётся со своим автомобилем и как в советские годы во времена дефицита ему удалось совершить столь крупную и статусную покупку.
– Когда я её покупал, в 1973 году, эта модель, считай, только появилась, – рассказывает Михаил Семёнович. – ВАЗ-2101 стали производить с апреля 1970-го. И в первые годы люди относились к ней с недоверием. Тем более, что в относительном доступе находился другой, уже проверенный автомобиль – «Москвич». Я тоже изначально планировал купить именно «Москвич». Записался у себя в райисполкоме на очередь. И в моём случае ждать нужно было несколько лет. В год поступало четыре автомобиля, а я в очереди числился восьмым. Но деваться было некуда: ждать – значит, ждать.
Ещё перед тем как стать на очередь Михаил Семёнович предпринял попытку покупки машины «с рук». Оказавшись в Москве, он договорился о приобретении другой легенды советского автопрома – «Победы». Взял из дома отложенные четыре тысячи рублей (для понимания, зарплата в те годы была 210-220 рублей в месяц) и поехал «закрывать сделку». Но в Москве нашего героя ждал сюрприз: у столичного знакомого вернулась из отпуска жена и, узнав о готовящейся продаже семейного авто, воспользовалась правом «вето». Так договорённость была сорвана.
В то же самое время в район начали поступать первые «Жигули». И Покусаеву позвонил знакомый архитектор (по тем временам – сверхважная должность) с предложением приобрести новое авто. Такое щедрое (по тем временам) предложение объяснялось очень просто: семья была весьма заметной и уважаемой. Жена трудилась главным зоотехником сельхозпредприятия, а он – прорабом. Вот Михаилу Семёновичу и выпала возможность купить «ВАЗ-2101» одним из первых. Стоила машина, конечно, недешёво – 5,5 тысяч рублей. Да и надёжность свежей модели была тогда под вопросом. Но всё равно решились. И не пожалели.
– С работы, бывало, придёшь, залезешь под автомобиль, посмотришь, что там нужно подремонтировать, – вспоминает мужчина. – За машиной я всегда следил. И обращался максимально аккуратно. К слову, за полвека она ни разу не побывала в ДТП. Я не лихачу, зачем оно мне. Вот так потихоньку пять десятков лет на ней и катаюсь.
Сначала хотели выдать белую машину, но Михаил Семёнович настоял на другой расцветке. Стал в итоге обладателем вишнёвого авто, которое верой и правдой служит герою все эти годы. Что удивительно – не особенно требуя к себе внимания.
– Когда я работал в транспортной инспекции, там был ремонтный участок, – отмечает Михаил Покусаев. – Я договорился, чтобы машине перебрали движок и подварили необходимые элементы. Это было лет двадцать пять назад. Всё – в остальном никаких крупных ремонтов не случалось. Да и необходимости такой не возникало. Ходовая до сих пор «родная». Бывали только мелкие «заморочки». И то лишь потому, что раньше масло заливали сомнительного качества. Это сейчас есть выбор под любую надобность. А раньше что было, то и лили.
За полвека машина, по словам Михаила Семёновича, прошла порядка 265 тыс. км. Ездила и в Воронеж, и в Москву, и в Калач, и в Богучар. Каких-то запредельных нагрузок на автомобиль не случалось: всё-таки в транспортной инспекции, где Михаил Семёнович трудился перед выходом на пенсию, были и служебные авто. Но самое главное – именно на вишнёвой «копейке» наш герой вёз из роддома всех своих детей. А их у Покусаева четверо, плюс четверо внуков и двое правнуков.
Жизнь у Михаила Семёновича вообще вышла интересной. Он родился в Калачеевском районе, отслужил срочную на Северном флоте, после демобилизации немного прожил в Подмосковье. Позже вернулся в родные места, где работал строителем и прорабом. По линии областного управления сельского хозяйства вскоре был переведён в Богучарский район, а позже – в Рамонский.
– Получилось так, что большую часть жизни я провёл вместе со своей «ласточкой», – говорит Михаил Семёнович. – Конечно, в какой-то момент дети стали мне говорить о том, что, мол, автомобиль неплохо бы заменить. Но я не хочу. Зачем? Моя машина меня полностью устраивает. После каждой поездки благодарю её, что не подвела… Что ещё нужно-то?
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.