Воронеж пасмурно
USD
107.74
EUR
114.31
Предложить новость
Прямой эфир
14:12 10.03.2022
12 мин
0
1436

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«В нашей работе важен психологический подход»: полковник юстиции Дмитрий Гнездилов – о расследовании преступлений прошлых лет

14:12 10.03.2022
12 мин
0
1436

В 2019 году в структуре следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области появилось отделение, специализирующееся на расследовании преступлений прошлых лет. О самом «старом» уголовном деле, о том, как угон вывел на убийцу и насильника и зачем нужен психологический подход,«TV Губерния» поговорила с руководителем второго следственного отделения (по расследованию преступлений прошлых лет) первого отдела по расследованию особо важных дел регионального СУ СК, полковником юстиции Дмитрием Гнездиловым.

Срок давности роли не играет

К преступлениям прошлых лет относятся уголовные дела, предварительное следствие по которым ранее было приостановлено. Эти дела мы возобновляем и проводим дополнительное расследование. Срок давности роли не играет. Прежде всего, речь идёт об особо тяжких преступлениях: это убийства, совершённые при наличии квалифицирующих признаков, перечисленных в части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц; убийство, сопряженное с разбоем, убийство, сопряженное с изнасилованием, убийство, совершённое с особой жестокостью, либо группой лиц; убийство малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии). Также к указанной категории относятся и убийства без квалифицирующих признаков, предусмотренные ч. 1 ст. 105 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть, изнасилование и насильственные действия сексуального характера. До создания нашего отделения не всегда представлялось возможным уделять достаточно времени нераскрытым преступлениям прошлых лет, а наше отделение занимается данной категорией уголовных дел вплотную. 

Самое «молодое» и самое «старое» дело

Самое, скажем так, «старое» (по дате совершения преступления) в производстве нашего отделения –  уголовное дело об убийстве 30-летней женщины в Железнодорожном районе Воронежа, совершённое в марте 1988 года. Женщина возвращалась ночью домой со свидания. Вышла на остановке, но до дома не дошла. Наутро её тело со следами насильственной смерти нашли на пустыре. В настоящее время следствие приостановлено. 

Одно из самых, так скажем «молодых», – убийство в феврале 2016 года из-за дорожного конфликта. Мы завершили расследование в 2020 году, дело было направлено в суд. Двое водителей повздорили на дороге, кто кому должен уступить, один затаил обиду и решил отомстить. Он выследил, где живёт оппонент, и застрелил его. Суд приговорил убийцу к 7 годам колонии строгого режима. 

Как банальный угон вывел на убийцу и насильника

В 2008 году в селе Гремячье Хохольского района убили и изнасиловали 68-летнюю женщину. Долгое время преступление оставалось нераскрытым. И вот спустя 12 лет, зимой 2020-го, в ходе расследования дела о краже автомобиля в Воронеже было установлено совпадение генетического профиля 36-летнего жителя Хохольского района со следами, оставленными на месте преступления в Гремячьем. Сам обвиняемый, несмотря на неопровержимые доказательства, вину не признавал в ходе всего следствия. Суд приговорил его к 17 годам колонии строгого режима.

Вообще в моей следственной практике не встречалось, чтобы кто-то сам пришёл и сказал: «Меня замучила совесть». Прошли годы, виновные лица уже почувствовали себя безнаказанными и не допускали предположения, что их преступные деяния будут раскрыты и за ними придут. Даже при наличии стопроцентной доказательственной базы, в том числе, когда генетика говорит, что это именно его следы на месте происшествия – всё отрицают и пытаются активно противодействовать следствию, но безуспешно.

«Больше вранья, чем следователь, выслушивает только врач-диетолог»

Практически в каждом втором уголовном деле категории прошлых лет встречается, что в ходе первоначального расследования люди в ходе проведения с ними следственных действий не сообщили важные для следствия сведения: либо потому, что побоялись чего-то или кого-то, либо не придали значения важным деталям. В нашей работе нужен психологический подход. Если человек боится – его нужно успокоить и дать гарантии, что ничего негативного для него не произойдёт. Также есть такой фактор, когда свидетели боятся давать показания, полагая, если что-то расскажут, их потом «затаскают по судам». Это ошибочное мнение. Следователю перед проведением следственного действия с любым процессуальным лицом важно быстро определить его психотип, чтобы понять: кто блефует, а кто говорит правду. И если это правда, то насколько она полна. Наверное, поэтому появился такой афоризм: «Больше вранья, чем следователи, выслушивает только врач-диетолог». Поэтому нужно заранее подготавливать детальный, продуманный план допроса каждого свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и в процессе следственного действия грамотно маневрировать в случае очевидной неискренности допрашиваемого лица.

Если ты понимаешь, что перед тобой человек, склонный к фантазированию, нужно задать дополнительные вопросы. Просто зафиксировать полученную информацию категорически нельзя! Нужно убедиться в подлинности полученных сведений с помощью конкретизирующих вопросов, предоставления допрашиваемому лицу определенных документов или предметов для обозрения.

«Есть уголовные дела, к которым проникаешься всей душой»

Я вырос в семье, профессионально не связанной с деятельностью правоохранительных органов, однако мои родители всегда интересовались детективами. И я уже лет с пяти знал многих персонажей детективной литературы, таких как: Перри Мейсон, Пол Дрейк, Жюль Мегрэ, Эркюль Пуаро, Майк Хаммер, Филип Марлоу, и проявлял интерес к их занимательной работе.

Когда я только поступил на юридический факультет ВГУ, следователем в будущем я себя представить ещё не мог – думал, что не справлюсь. Но всё поменяла производственная практика на третьем курсе, которую я проходил в прокуратуре Советского района Воронежа. Оказывая помощь при расследовании уголовных дел, я понял, что мой путь – это путь следователя. Будучи студентом пятого курса, стал следователем районной прокуратуры.

После образования Следственного комитета РФ, не раздумывая, продолжил службу здесь. Именно в этот период проявился профессиональный интерес к расследованию преступлений прошлых лет, много было изучено материалов по уголовным делам данной категории, о специфике и методике их расследования, совершенных не только в нашей области и стране, но и за рубежом. Яркий дидактический материал – это уголовное дело о преступлениях, совершенных американским серийным убийцей по прозвищу Зодиак в Северной Калифорнии в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Или так называемое «Дело о лягушачьих мальчиках» по факту убийства пяти южнокорейских мальчиков в 1991 году. Или уголовное дело по факту массового убийства на хуторе Хинтеркайфек в 1922 году – одно из самых известных и загадочных преступлений в истории Германии. Или уголовное дело по факту Хвасонских серийных убийств, это крупнейшее уголовное дело Южной Кореи, по которому на причастность была проверена 21 тысяча подозреваемых. Или уголовное дело по факту обнаружения в 1943 году скелетированных останков женщины в дупле вяза в английском Вустершире, получившее в народе название «Кто положил Бэллу в ведьмин вяз?». Ещё история исчезновения детей Бомонт в 1966 году в австралийской Аделаиде и ряд иных уголовных дел.

Представителям молодого поколения, желающим в будущем работать в правоохранительной системе, и которым особенно интересно расследование запутанных преступлений, я бы рекомендовал к просмотру наш отечественный новый продукт – сериал Дениса Нейманда «Первый отдел», который повествует о работе следователя СК.

Есть такие уголовные дела и в производстве нашего отделения, к которым проникаешься всей душой, постоянно анализируешь, пытаешься составить правильные схемы, выстроить логические задачи, направленные на установление преступника. Эти дела известны в нашем регионе как особо резонансные преступления: убийство Кати Череповецкой в 2016 году, убийство адвокатессы Грачёвой в 1999 году, расстрел инкассаторов у Дома быта в 2010 году, убийство и изнасилование девочек в Петропавловке в 1998 году, которые ушли на дискотеку, а через год их останки обнаружили в поле… и ряд других дел, над раскрытием которых мы продолжаем работать в настоящее время.

Каждый раз, раскрывая преступление прошлых лет, вспоминаю фразу главного героя одного из американских сериалов: «Я работал над многими убийствами, терпеливо ожидая тот день, когда смогу воскликнуть: это сделал дворецкий!». Цель работы нашего отделения одна — виновные должны понести наказание, и сроку давности места здесь нет!

Семён ЗАЙЦЕВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.64860200881958