Старейшая улица Воронежа оказалась под угрозой исчезновения
Музейные экспонаты — на каждом шагу и буквально текут рекой после каждого дождя. Ливень, который затопил Воронеж 13 июня, усугубил проблемы Севастьяновского съезда, некогда главной улицы столицы Черноземья. Теперь памятник истории под угрозой исчезновения.
Севастьяновский спуск — это старейшая улица города и объект культурного наследия. Некогда он была главным, входил в крепость Воронеж и вообще на два столетия старше проспекта Революции. Однако время, человеческое безразличие и природная стихия, видимо, равнодушны к таким историческим ценностям, от которых после очередного ливня может не остаться и следа. Здесь музейные экспонаты на каждом шагу, вот, например, монета XIX века, медная.
Здесь раритеты текут рекой. Причем в буквальном смысле, после каждого дождя. А недавний ливень, который затопил столицу Черноземья, и вовсе показал: ещё немного, и от свидетеля петровских времен ничего не останется. Геометрия этого места такова, что все стоки со смежных улиц идут в канаву Севастьяновского спуска, размывая культурный слой.
Ирина Лысикова, краевед, председатель ТОС №67 «Заповедный Воронеж»:
— Здесь главная беда, что погибает памятник, буквально на глазах погибает. Вот ливень, что был, вымывает такую брусчатку. Люди её собирают и заделывают ямы: назад возвращают и складывают, а она всё равно размывается. Это памятник, единственный на всю Россию объект культурного наследия дорожной инфраструктуры! Нигде в России такого нет! Он уникален.
После каждого дождя грунта оседает, исторический кирпич сыпется и приходит в негодность. Теперь добавились трещины в основании смотровой площадки Ильинского храма. В общем, ситуация чревата обрушением, которое ставит под угрозу соседние дома. Положение усугубляется тем, что в округе — 7 памятников федерального и регионального значения.
Лариса Вавилова, жительница улицы Шевченко:
— Цель защиты наших культурных объектов — не в том, чтобы не трогать их, не обращать на них внимания, а чтобы оставить их потомкам! Нам нужна дорога, больше ничего не надо! Будет дорога — будет скорая помощь, будут врачи.
Живут тут сплошь пенсионеры, поэтому памятники памятниками, а проезд проездом. Дороги здесь практически нет: яма на яме. Заделывают их своими силами, так что под колёсами машин вперемешку булыжники, кирпичи, камни, асфальт, цемент и глина.
Леонид Головин, житель улицы Севастьяновский съезд:
— Здесь собирается вся вода от университета, от Плехановской, аккумулируется и летит сюда, мимо Спасского, мимо Ильинского храмов. И здесь всегда, только дождь прошел, воды — метр-полметра. И это уж не особо сильный ливень был. А чуть больше — и мы отрезаны на всё лето, пока не закидаем. Скорая уже четыре раза приезжала: разворачивается и уезжает.
Впрочем, и тех, кто печётся именно об истории, среди местных немало. Светлана Казельская живет здесь уже 22 года, каждый день ходит по этой улице на работу и часто встречает экскурсии. Говорит, за это время дорогу никто не ремонтировал.
Светлана Казельская, житель улицы Севостьяновский съезд:
— До пандемии, когда иностранцы у меня спрашивали, как здесь пройти, я судорожно направляла их в другую сторону, чтобы они не пошли здесь, потому что это стыдно! Это исторический центр города! Мы празднуем юбилеи, делаем набережные, это все очень хорошо, но есть исторические улицы! Хотя бы что-то сделайте здесь. Или не приводите сюда экскурсии!
Юрий Дугин, житель улицы Фрунзе:
— Это Красная площадь нашего города, понимаете? И мы относимся к ней совершенно отвратительно. В советское время сюда приходили школьники, они прекрасно знали, что отсюда пошла воронежская земля. А сейчас об этом никто не знает.
Однако вся проблема в том, что асфальтировать Севостьяновский съезд категорически нельзя, так как именно подпорные стены и уникальная булыжная мостовая ХIХ века считаются памятником истории.
Марина Ивкович, заместитель руководителя управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области:
— Здесь требуется подход уникальный, точечный, именно для этого конкретного объекта культурного наследия. Требуется разработка проектной документации, проведение работ по сохранению объекта. Собственником является администрация города Воронежа, там об этой проблеме знают, меры принимать они уже начали. Мы им выдали задание на разработку проектной документации. Сейчас, видимо, определяются с подрядчиком для выполнения работ. Объём работ большой, проводить их нужно. Дождь показал: всё больше и больше разрушается памятник.
Проект не столько сложный, сколько нестандартный, поскольку специализированные организации обычно работают со зданиями, а тут — улица. Нужно продумать, как укрепить подпорные стены и восполнить утраченное мощение. Общественники предлагают включить съезд в проект реконструкции Петровской набережной.
Владимир Размустов, историк, кандидат исторических наук, инициатор проекта «Заповедный Воронеж»:
— Здесь естественный исторический сход, историческая тропа, которая ведёт из одной замечательной части, которая реставрируется, проспекта Революции, в другую замечательную часть, которая будет сделана — Петровскую набережную. И это тоже замечательная историческая улица, которую в 2011 году хотели сделать улицей-музеем. Почему? Потому что здесь стояла нога Петра I, Митрофания, Тихона Задонского, защитников нашей крепости. Вот вам патриотизм! Давайте проявим уважение к тем, кто строил здесь, на южных рубежах, оплот русского государства.
Вопрос о судьбе Севастьяновского спуска поднимался осенью прошлого года на заседании экспертного совета. Тогда объект обещали включить в реестр туристических ресурсов региона. Ясно, что тут необходима срочная консервация, а в перспективе и реновация. Иначе через некоторое время сохранять будет уже нечего.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.