Почётный гражданин Воронежа Ирина Коротких: «Врач – это не работа, а служение»
Почётным гражданином Воронежа в этом году стала акушер-гинеколог Ирина Коротких, которая за 50 лет в профессии приняла роды более чем у 20 тысяч женщин.
По традиции накануне Дня города Воронежская гордума выбирает новых почётных граждан. Высокое звание присваивают людям, которые своей деятельностью прославили Воронеж и внесли большой вклад в развитие города. В этом году воронежские парламентарии назвали не два имени, как обычно, а только одно. Почётным гражданином Воронежа стала акушер-гинеколог, профессор ВГМУ и Заслуженный врач РФ Ирина Коротких. За её кандидатуру депутаты проголосовали единогласно.
«Очень не хотела ехать в Воронеж»
Профессия у Ирины Коротких наследственная — врачами работали её родители.
— У меня мама была акушер-гинеколог,— рассказывает Ирина Николаевна, — и я уже в 5 лет знала, как ребёнок рождается. Я была так влюблена в свою мать, что другой специальности для себя не представляла. Отец у меня профессор-невропатолог. Он говорил: «Куда ты идёшь в это акушерство, там с ума сойдёшь! Ты посмотри на мать, как она измучена!». Но я знала — только в медицину и только в акушерство!
Будущий врач окончила медицинский институт в Курске, затем аспирантуру в Москве. И уже в 30-летнем возрасте, в 1980 году, переехала в Воронеж.
— Сюда распределили моего мужа, — вспоминает врач, — и я отправилась вместе с ним. Рыдала так, что залила слезами весь институт. Очень не хотела ехать в Воронеж, потому что даже не знала, где он находится на карте.
Неведомый Воронеж со временем стал родным и любимым. Первый год Ирина Коротких работала врачом в гинекологическом отделении городской больницы. А затем её пригласили преподавать в медицинский институт.
«Мы учим студентов у постели больного»
Преподавательская работа оказалась гораздо тяжелее. Приходилось совмещать обучение студентов теории и работу практикующего врача.
— Мы учим студентов своей профессии у постели больного. Мы и врачи, и преподаватели одновременно. Я поняла, что учить может лишь тот, кто сам умеет. У нас была одна доцент, очень грамотная, необыкновенный педагог и очень строгий преподаватель. Во время родов я была с ней рядом в родильном отделении, где учили студентов. И вдруг врачу, который принимал роды, потребовалась помощь, он не знал, что делать. Нашего доцента попросили помочь, но она отказалась. И студенты, которые были очарованы её лекциями, поняли, что она не практик. Отношение к преподавателю стало другим. Это я запомнила на всю жизнь, и я всю жизнь старалась помочь там, где нужно. Каждый день я на работе в практическом здравоохранении. Потому что день не работаешь — и всё, ты что-то упустил.
В Перинатальном центре, на базе которого обучают студентов, в практике недостатка нет. В Воронежской области сформировалась очень качественная трёхуровневая система оказания акушерской помощи. Первый уровень — это больницы с родильными отделениями в сельской местности. Второй уровень — городские родильные дома и межрегиональные центры. Если женщина рожает первый раз и риск небольшой, она находится в учреждении второго уровня.
На третьем уровне находится Перинатальный центр, где концентрируются самые тяжёлые случаи. Женщины, у которых соматические патологии, сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь и другие сложности, рожают здесь. Поэтому в Перинатальном центре есть чему учить студентов.
Радость и ответственность
За полвека работы Ирина Коротких смогла избежать профессионального выгорания. Пациентки благодарят её не только за мастерство, но и за эмоциональную поддержку. Сама врач считает, что главное в работе — любовь.
— Когда студенты идут к нам на постдипломное образование, я предупреждаю — это не работа, это служение, — отмечает Ирина Николаевна. — В нашей профессии ты никогда не станешь богатым. Но ты будешь получать удовольствие от того, что сделал. Никто не смог, а ты помог. И женщина родила! И ребёнок кричит, он здоров! Ничего другого не надо. Когда нам говорят хорошие слова, дарят букеты — это приятно. Но то, что ты первый этого ребёнка держишь в руках, даёт необыкновенное чувство радости.
За годы работы врач приняла больше 20 тыс. родов — это население небольшого города. Ещё один такой же город она прооперировала. И в этой работе приходилось испытывать не только радость.
— Вы думаете, мы не волнуемся? — спрашивает Ирина Коротких. — Думаете, я не боюсь, когда бывают тяжёлые осложнения? Я расплачиваюсь за это своими инфарктами. У меня был тяжелейший инфаркт, когда я потеряла больную. Весь мир померк, я вообще хотела уходить из профессии. Она предусматривает определённые риски. У нас есть протоколы. Если возникают жалобы, приходят следственные органы и смотрят, всё ли мы сделали правильно. Но иногда приходится брать на себя ответственность и, чтобы спасти человека, делать то, что в протоколах не написано. Это страшно. Но когда всё обошлось, и женщина держит ребёнка, я понимаю, что я всё делала как надо.
Малыши из пробирки
Ирина Коротких — доктор наук, автор свыше 300 научных статей. Среди проблем, над которыми она работала, — восстановление репродуктивной функции и бесплодие. 20 лет врач была одновременно заведующей кафедрой и руководителем лаборатории вспомогательной репродукции. Эта лаборатория на базе Перинатального центра стала первой в России.
— Тогда был губернатором Александр Ковалёв, — рассказывает доктор, — у нас рожала его невестка. Мне главврач говорит: «Когда приедет губернатор, ничего не проси!» Так я и послушалась! Пришёл губернатор, ему показали девочку. Я говорю: «Вы счастливы? А знаете, сколько женщин такого счастья лишены?». И попросила дать деньги на Центр репродукции. Стоимость оборудования была огромной — 250 тыс. долларов. Но руководство области пошло на то, чтобы помочь женщинам. Деньги нам выделили.
И это был большой прорыв. За последние 10 лет благодаря лаборатории родилось около 700 маленьких воронежцев. Высокие технологии помогают медицине стремительно развиваться. Появились ультразвуковые исследования, которые позволяют видеть генетические нарушения и следить за развитием беременности, компьютерная томография, МРТ-диагностика. Но во главе всё равно стоят мастерство и опыт специалиста. Можно поставить какую угодно аппаратуру, но осмысливает и принимает решение лечащий врач. И, как считает Ирина Коротких, помогает принять верное решение вера.
— Я верующий человек, у меня дед был священником. Если в нашей профессии нет веры — нет результата. Когда приходит женщина на тяжёлую операцию и говорит: «Я была у батюшки, получила благословение» — операция пройдёт идеально. А однажды я стала свидетелем настоящего чуда. На Рождество была женщина с тяжёлым кровотечением. Сделали операцию, кровь не останавливается. Я смотрю, как она капает по дренажу. Весь родильный зал в крови. Санитарка, пожилая женщина, моет пол и говорит: «Рождественская ночь. Господи, помоги ей!». И начинает причитать. В какой-то момент кровь просто перестала капать. Ну как тут не верить!
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.