Воронеж сильная замерзающая морось -2°
USD
99.38
EUR
105.10
Предложить новость
Прямой эфир
13:35 15.04.2022
8 мин
0
744

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Почему перевозчики пытаются продать автобусы, обслуживающие в Воронеже популярные маршруты

13:35 15.04.2022
8 мин
0
744

В конце марта на сайте объявлений сразу несколько транспортных компаний Воронежа выставили на продажу более 50 городских автобусов. Среди них – как «Газели» и ПАЗы, выпущенные несколько лет назад, так и новенькие низкопольные «Волгабасы». Правда, уже спустя сутки объявления исчезли – по всей видимости, перевозчики испугались возможной огласки. Корреспонденты «TV Губернии» выяснили, зачем транспортные компании сокращают свой автопарк, на чём будут ездить воронежцы и стоит ли в ближайшем будущем ждать подорожания проезда.

Финансовые трудности

Не успели воронежские компании-перевозчики оправиться от пандемии и ощутимого падения пассажиропотока, как грянула новая беда – резко выросли цены на запчасти из-за возникших на фоне украинского кризиса экономических потрясений. Обслуживать автобусы теперь – дорогое удовольствие. И речь не только об импортных крупногабаритных машинах, но и об отечественных авто, которые на 70% состоят из комплектующих зарубежного производства. Цены на запчасти за последний месяц выросли минимум вдвое. Так, одни только тормозные колодки подорожали с 1,8 до 5,5 тыс. рублей, а комплект летней резины на импортную маршрутку теперь стоит в 4 раза дороже.

Не удивительно, что в сложившейся ситуации перевозчики не увидели другого выхода, кроме как избавиться от части автопарка. Однако комментировать своё решение готовы не многие. Корреспонденты «TV Губернии» обратились в несколько транспортных компаний Воронежа, и только в одной из них – АТП-1, которая обслуживает маршруты №№ 10а, 16в, 20, 20б, 37, 50, 54, 120, 59ас, 88, 352, – согласились с нами пообщаться. Там подтвердили, что выставили на продажу определённое количество маршруток из-за возникших финансовых трудностей.

– Часть техники, действительно, реализовывается. Но она была приобретена компанией за счёт собственных средств, без господдержки, – сообщили в пресс-службе АТП-1. – Причина продажи – в ухудшении экономической ситуации из-за падения пассажиропотока вследствие пандемии. Несмотря на это, наша компания по-прежнему обслуживает все вверенные маршруты. В то же время мы видим, что курсы валют и цены сейчас нестабильны, поэтому мы скорректировали график закупок различных расходных материалов.

В мэрии соглашаются – ситуация, с которой столкнулись перевозчики, на самом деле, довольно тяжёлая, и её никто не предвидел. Но население при этом пострадать не должно и горожан без общественного транспорта никто не оставит.

– Цены на подвижной состав и комплектующие существенно выросли. Но вот если перевозчик уходит с рынка, – это, наверно, уже катастрофа, пока перевозчик работает, о катастрофе говорить рано, – отметил заместитель руководителя Управления транспорта Воронежа Максим ЗАХАРОВ. – Что касается транспортного обслуживания населения – оно обеспечивается и продолжит обеспечиваться в дальнейшем.
В мэрии подчеркнули, что действующая в Воронеже программа обновления общественного транспорта за последние три года позволила перевозчикам обзавестись «подушкой безопасности»: это более 500 больших, средних и малых автобусов 2019-2021 годов выпуска. Также на днях губернатор Александр Гусев согласовал проведение торгов на покупку 63 низкопольных автобусов большого класса. На очередное обновление автопарка направят более 1 млрд рублей из областного бюджета.

«Повысить цену за проезд всё равно придётся»

Впрочем, воронежским перевозчикам и раньше жилось нелегко, о чём они неоднократно заявляли в публичном пространстве. И причина всех трудностей – рыночная экономика общественного транспорта. Другими словами, владельцы маршруток находятся на полной самоокупаемости – сколько транспортная компания заработает на пассажирах, столько она и сможет потратить на зарплаты водителям, ремонт, обслуживание и покупку новых автобусов. Серьёзные сбои эта система начала давать в начале 2020-го, когда из-за ковида упал пассажиропоток, а значит, и прибыль перевозчиков резко сократились. Это привело к массовому увольнению водителей маршруток. Так, в январе нынешнего года в Воронежской мэрии заявили о 70%-процентном дефиците водителей общественного транспорта.

Одновременно с этим в начале года руководители транспортных компаний вновь заговорили о необходимости увеличить стоимость проезда. Это, по их словам, позволило бы повысить водителям зарплату, а значит, привлечь новые кадры и удержать тех, кто ещё работает. Проезд в маршрутке, по мнению перевозчиков, должен стоить 27 рублей. Они уверены –  нынешняя цена одной поездки (23 рубля наличными и 21 – безналом) является одной из самых низких по сравнению с соседними регионами. И это, действительно, так. В Белгороде, например, поездка в общественном транспорте стоит 25 рублей, а в Липецке — все 28. Просьбы перевозчиков, правда, не были услышаны, и плату за проезд не повысили. Но увеличение стоимости, уверены эксперты, это всего лишь вопрос времени.

– Как бы нам ни хотелось, но повысить цену проезда в воронежских маршрутках всё равно придётся. Ведь уже сейчас перевозчики не могут нормально работать и находятся на грани выживания, – отметил гражданский активист, представитель общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев. – Но важно понимать, что рост тарифа — это не панацея, а откладывание проблемы на один-два года. И я убеждён, что реанимировать общественный транспорт Воронежа помогут только брутто-контракты, которые перевозчики должны заключить с мэрией. Это позволит транспортным компаниям частично субсидировать из бюджета свои затраты и получать деньги за пробег автобуса независимо от того, сколько пассажиров он перевёз.

По словам активиста, брутто-контракты успешно применяются в Москве, Казани, Перми, Твери и ряде других российских городов. Однако для перехода на новый принцип работы общественного транспорта необходимы средства.

Причём немалые. Как ранее заявлял мэр Вадим Кстенин, речь идёт примерно о 1,5 млрд рублей в год. А этих денег в городском бюджете просто нет.

Сергей ДОРОХОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.94936299324036