«Команда сердца» снова в сборе. Кардиохирурги Центрального федерального округа обсудили актуальные вопросы лечения сердечных аномалий на традиционной межрегиональной научно-практической конференции. На этот раз говорили о врождённых пороках сердца и бронхолегочных патологиях. А пока доктора обменивались опытом, наши корреспонденты встретились с теми, кого уже удалось от этих пороков избавить.
9-летняя Даша в делах сердечных — воробей стреляный. В отделении кардиохирургии №1 Воронежской областной больницы, где занимаются врожденными пороками сердца — не впервые. Хотя, говорит мама девочки, за время беременности никаких намеков на патологию не было: УЗИ и анализы чистые. После рождения Даши выяснилось, что со здоровьем девочки не всё в порядке. Первую операцию Даше сделали в 4,5 месяца, вторую — в 6 лет. Сейчас малышка об этом и не вспоминает, ведёт себя, как обычный непоседливый ребёнок.
Людмила Дюжакова, мама Даши:
— Да, или медленно ходим, или бежим впереди планеты всей. Нет, очень живая девочка, ничего не мешает активной жизни, относительно активной. Плавать ей нельзя, а всё остальное мы ей позволяем: играть, бегать, кататься, ещё что-то.
В палате по соседству — слезы: 5-летняя Вера провожает подружку. Машу выписывают.
Маша Ковалевская:
— Мне поправляли то, что было не поправлено. Сердечко мне ещё поправляли.
Диагноз «открытый артериальный проток» Маше поставили год назад. Наличие врождённого порока сердца выявили случайно, на медкомиссии в детском саду. Наблюдали, но в результате приняли решение, что надо оперировать.
Ольга Ковалевская:
— Нет, жалоб у Маруси не было. — Мам, повеселей можно чуть-чуть? — Любая операция на сердце не может быть лёгкой, всё зависит от врачей, от профессионализма, от слаженности команды, и, конечно же, люди любят свою профессию. И к детям нашим отнеслись, как к своим. Наверное, это призвание.
Машиной соседке по палате Вере здесь придется задержаться: после операции прошло всего два дня.
О том, что у Веры порок сердца, её родные узнали месяц назад. И незамедлительно отправили из родной Бутурлиновки к воронежским кардиохирургам. Дальше — непростая полостная операция. Зато теперь Вере о её болезни, надеется мама, будет напоминать лишь небольшой шрам.
Елена Овсянникова:
— Верочка молодец, перенесла всё без слёз, это сейчас у нас остаточное, идёт на поправку, динамика положительная, всё у нас хорошо. Операция длилась где-то около 3 часов. Теперь у нас всё будет хорошо, да? Мы опять хотим заниматься танцами, и, надеюсь, у нас хорошее светлое будущее теперь.
Над светлым будущим круглосуточно колдуют вот эти сердечные волшебники. Ежегодно собираясь на конференцию — подвести итоги, проработать проблемные вопросы кардиохирургии — профессора ведущих центров страны, в том числе воронежского, говорят: несмотря на опыт, учиться нужно постоянно и друг у друга.
Сергей Ковалев, руководитель кардиохирургического центра БУЗ ВО ВОКБ №1:
— Больше 150 человек ежегодно мы оперируем, в лучшие годы было 200 — 210 человек. Это связано с рождаемостью, с обращаемостью, мы оперируем всё: весь спектр, который 10 лет назад для нас был недоступен, весь спектр критических пороков сердца. Наш уровень, технический и медицинский, находится на высокой профессиональной ступени, и никоим образом наши специалисты не уступают на всех ступенях. Хирургия, анестезиология, реаниматология, и детская кардиохирургия не уступают своим коллегам из ведущих центров страны.
Алексей Ким, заведующий отделом кардиохирургии новорожденных Института кардиохирургии им. Бураковского, НМИЦ ССХ им. Бакулева (Москва):
— Конечно, мы пытаемся вовлечь в нашу сферу специалистов очень многих профессий, потому что сегодня одним из главных трендов в мире является мультидисциплинарный подход. Несмотря на то, что мы работаем в узкоспециализированном профиле, мы не можем это делать одни. Основная направленность — отдать свои знания не только узким специалистам, кардиохирургам, детским кардиологам, но и широкому кругу педиатров, диагностов и так далее.
Первую операцию на детском сердце воронежские кардиохирурги провели почти 20 лет назад. Сегодня дошли до такого профессионализма, что спасают даже малышей с критической массой тела. Кстати, после операции врачи всегда, часто десятилетиями, на связи с пациентами и их родителями. Которые знают: случись беда снова, их непременно спасут.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.