У каждого корабля, как и у человека, – своя судьба. Корабли-«тёзки» Воронежа ходили по разным рекам, морям и океанам. Одни из них воевали, другие несли службу в мирное время, третьи были трудягами, но каждый по-своему прославил город, в честь которого получил своё имя.
Самый первый из «Воронежей» был парусным. Его заложили в 1697 году на Воронежской верфи и назвали в честь колыбели российского флота. Корабль строился под руководством голландского мастера Геренса Выбе.
Длина парусника составляла 37 м, ширина – 10,5 м., осадка – 2,7 м. Корабль был оснащён 62 пушками (для сравнения, на «Гото Предестинации» их было 58). Экипаж состоял из 327 человек – гораздо больше, чем на любом другом «Воронеже».
В 1703 году корабль был спущен на воду. Линейный корабль предназначался для Азовского моря. В 1704 году Пётр I составил список турецкого флота, и против каждого турецкого корабля царь указал российский, который соответствовал ему по силам. «Воронеж» был признан достойным противником 54-пушечного линкора «Марабут». Однако сойтись в поединке этим кораблям не довелось. Срок службы «Воронежа» оказался недолог, и в 1710 году он был разобран в Таврове.
В 1895 году для регулярных рейсов из Одессы на Дальний Восток в Великобритании заказали 6 однотипных пароходов, названных в честь российских городов. Одним из них был «Воронеж».
Для своего времени двухвинтовый товаро-пассажирский пароход-транспорт был достаточно крупным кораблём. Его водоизмещение составляло 10750 тонн, грузоподъёмность – 5277 тлнн, экипаж состоял из 115 человек.
Первый рейс «Воронеж» совершил в 1896 году из Одессы на Дальний Восток с 228 казаками-переселенцами, 24 пассажирами и 4900 тоннами различного груза. В начале русско-японской войны корабль по-прежнему доставлял грузы на Дальний Восток. Японцы рассчитывали захватить пароход. Но капитан «Воронежа» Константин Шишмарев приказал перекрасить судно в чёрный цвет, погасить все огни и поменять маршрут. Благодаря его осторожности и находчивости «Воронежу» удалось ускользнуть и вернуться в Одессу.
Во время Первой мировой войны корабль доставлял грузы между союзниками и Россией. В марте 1918 года англичане реквизировали «Воронеж» и только в 1923 году вернули его Советской России. Но к тому времени пароход был настолько изношен, что его продали на металлолом в Германию.
Этот кораблик не предназначался для морских сражений, да и вообще для моря. Буксир тянул за собой баржи по Дону и Воронежу. Но во время Гражданской войны его «мобилизовали».
И красным, и белым остро не хватало техники, и военные по обе стороны фронта пытались импровизировать. Железнодорожные платформы с укрытиями из мешков с песком гордо назывались бронепоездами, вооружённые грузовые суда становились вспомогательными крейсерами и канонерками. Когда командование 10-й армии красных решило создать на Дону военную флотилию, военных кораблей в её распоряжении не оказалось.
28 мая 1919 года сформированная в Павловске Донская флотилия двинулась к месту боёв. Вниз по Дону шли пароход «Заря», буксир «Воронеж», баржа, превращённая в плавучую батарею, и паровой катер. Вооружённые суда должны были помочь войскам в подавлении Верхнедонского восстания казаков.
«Воронеж» и другие суда недолго участвовали в этой операции. Уже 2 июня флотилия передала своё вооружение армейским частям и была расформирована.
В 1930 году в Италии для Советского Союза были построены два однотипных корабля – «Воронеж» и «Вятка». Из солнечной Адриатики эти суда отправились на север – в Белое море. «Воронеж» имел в длину 72 м, в ширину – 10,6 м и был рассчитан на перевозку 120 пассажиров.
Корабль работал на грузопассажирской линии Архангельск-Мезень до советско-финской войны. С началом боевых действий «Воронеж» «мобилизовали» и сделали госпитальным судном «ГС-1». Военная служба продолжалась и в годы Великой Отечественной. Корабль входил в состав Беломорской военной флотилии Северного флота и доставлял в Архангельск раненых. «Воронеж» выкрасили в белый цвет, а на трубе, бортах и палубе нарисовали большие красные кресты. Несмотря на это, немецкие лётчики неоднократно бомбили госпитальное судно.
После войны «Воронеж» вернулся в Северное морское пароходство и вновь стал возить пассажиров. В 1954 году корабль отправился в ГДР, где на верфи в городе Висмар прошёл модернизацию. После ремонта и переоборудования судно прослужило до 1967 года.
В 1964 году в Калининграде был спущен на воду первый в советском флоте большой десантный корабль (БДК), ставший головным в серии из 14 однотипных кораблей. БДК могли высаживать на необорудованное побережье батальон десантников и до 20 танков или 50 автомобилей.
Первый БДК получил имя «Воронежский комсомолец» и вошёл в состав Черноморского флота. Воронежская область взяла шефство над кораблём и оказывала его экипажу материальную помощь. В каждый призыв 8-10 парней из нашего региона отправлялись служить на «Воронежский комсомолец».
Корабль не раз совершал дальние походы и участвовал в боевых действиях. Он оказывал интернациональную помощь Египту, эвакуировал мирных жителей во время войны в Абхазии, доставлял российских миротворцев в Югославию.
После развала СССР корабль вместо «комсомольского» имени получил бортовой номер. А затем по просьбе губернатора Саратовской области БДК переименовали в «Саратов».
Смена имени не принесла кораблю удачу. Выполняя боевую задачу во время СВО, «Саратов» подвергся ракетной атаке в порту Бердянска.
Изо всех кораблей, названных в честь Воронежа, подводный атомоход стал самым грозным. Оснащённая крылатыми ракетами субмарина способна погрузиться на глубину до 600 м, а два атомных реактора позволяют развить скорость в 32 узла (почти 60 км/час).
Подводная лодка К-119 была спущена на воду в 1988 году в Северодвинске, а 30 мая 1993 года получила имя «Воронеж». В трудные 90-е годы администрация города взяла шефство над подводным крейсером.
«Воронеж» проходил службу в составе Северного флота. Корабль участвовал в различных походах и учениях в Атлантике и Средиземном море. Подводный крейсер не раз успешно выполнял ракетные стрельбы, но принять участие в боях и топить вражеские корабли «Воронежу» не довелось. Зато в 2014 году подводная лодка в Белом море спасла экипаж терпящего бедствие катера.
Сегодня срок службы субмарины закончился, и подлодка ждёт списания. Однако на Северном флоте по-прежнему будет служить «Воронеж». Это имя в 2020 году присвоили новому подводному крейсеру, который заложили на верфи в Северодвинске.
Самым мирным из названных в честь столицы Черноземья кораблей стал теплоход-контейнеровоз «Voronezh». Он был построен в 2008 году в польском городе Щецин и передан Дальневосточному морскому пароходству.
Корабль имеет 184 м в длину и 25 в ширину. Его грузоподъёмность – почти 17 тыс. тонн. Скорость контейнеровоза – 19 узлов (35 км/час). Экипаж – 17 человек.
Корабль принадлежит российским бизнесменам, но ходит по морям-океанам под флагом Кипра. Дело в том, что некоторые страны предлагают владельцам коммерческих судов заниженное налогообложение и упрощённую регистрацию. Среди таких государств есть даже не имеющие выхода к морю, например, Монголия и Молдавия, но международное право тем не менее позволяет им регистрировать суда. Для судовладельцев всего мира выгода часто оказывается сильнее патриотических соображений, и корабли плавают под «удобным» флагом.
«Voronezh» перевозит грузы главным образом в Санкт-Петербург и порты Северной Европы. Удивительный это корабль – имя у него русское, родился в Польше, прописан на Кипре и путешествует по всему свету.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.