Воронеж ясно +15°
USD
92.01
EUR
98.72
Предложить новость
Прямой эфир

Экзамены на права в 2024 году: что изменится с 1 апреля и кого это коснётся

21:29 21.03.2024
18 мин
1
6302
С начала второго квартала 2024 года это удостоверение для кого-то станет доступнее, а для кого-то – наоборот
Фото freepik.com

С 1 апреля 2024 года в России вступят в силу поправки к статьям 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», появится новый Регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД, а также начнут действовать изменения в Положении о лицензировании образовательных организаций.

Разбираемся вместе с воронежским автоэкспертом Алексеем Шамариным в нововведениях — что изменится для водителей и для безопасности дорожного движения.

Что изменится на экзамене при сдаче на права разных категорий

Начнём с того, что новшества коснутся не только тех граждан, кто впервые решил обзавестись правами, но и тех, кто их уже имеет. В частности, изменятся требования к подготовке и допуску к экзамену водителей, которые собираются управлять автобусами (категория D и подкатегория D1). Это будет возможно только при наличии стажа управления не менее года легковыми авто (В) и грузовиками (С и С1). До сих пор наличие такого опыта не требовалось: достаточно было дожить до 21 года.

Эксперт Алексей Шамарин. Новшество логичное: ДТП с автобусами у нас много, а число жертв и пострадавших в каждой такой аварии — достаточно велико.

Ещё одна новация. Сейчас водителям, которые имеют право рулить фурами (С), для получения прав на вождение легковушки с прицепом, нужно проходить обучение, сдавать экзамен и получать новую категорию. С 1 апреля такая необходимость отпадет. Они получат это право автоматически.

Эксперт Алексей Шамарин. Обоснованное изменение: С – изначально более высокая категория.

Водителям с иностранными правами придется пересдавать экзамен

Начиная с 1 апреля, пересдавать экзамен на права придётся водителям с «иностранной спецификой». В противном случае их удостоверения перестанут действовать, а их владельцам грозят санкции за езду без прав.

В частности, недействительными правами в России начнут считать иностранные национальные и международные водительские удостоверения — спустя год с того момента, как их владелец получил вид на жительство в России или гражданство РФ. Точно так же, если гражданин России, будучи за границей, получил иностранные национальные и международные водительские «корочки», то на территории нашей страны они будут действовать лишь в течение года со дня первого въезда в Россию после получения таких прав.

Чтобы получить водительское удостоверение российского образца, «иностранцам» придется пересдать только теорию, если речь идёт об управлении легковым автомобилем, мотоциклом или мопедом. А вот для вождения грузовиков и автобусов (C, D, CE и DE) потребуются и теория, и практика.

Но есть и хорошая новость: это изменение не будет касаться граждан России и Белоруссии с белорусскими правами. Их в нашем родном ГИБДД заменят автоматически.

К экзамену на права понадобится больше документов

Сейчас перед тем как сдать экзамен на получение водительских прав в ГИБДД, нужно собрать справки и документы. Это: заявление на предоставление соответствующей государственной услуги, паспорт, документ об окончании автошколы, квитанция об оплате госпошлины, медицинское заключение о наличии (отсутствии) противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами (плюс водительское удостоверение – в случае открытия новой водительской категории).

С 1 апреля к этому списку добавится СНИЛС (а также нотариально заверенный перевод текста паспорта, если он выдан иностранным государством). И ещё: теперь, если в период сдачи экзамена срок действия паспорта или медсправки истекает, то весь процесс будет приостановлен до предъявления актуальных документов.

Кого не допустят к экзамену на права

С 1 апреля рассчитывать на сдачу экзамена и получение заветного удостоверения не смогут следующие категории граждан:

  • лишённые водительских прав;
  • не выполнившие условия возврата прав после того, как у них истек срок их лишения;
  • наказанные за езду в пьяном виде или отказавшиеся проходить медосвидетельствование на предмет употребления алкоголя, наркотиков или психотропных веществ (в течение года с момента исполнения соответствующего постановления);
  • лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами;
  • не явившиеся в военкомат по повестке.

Новации на экзамене: было – стало

В экзаменационных заданиях для водителей автобусов, легковых и грузовых автомобилей больше нет остановки при спуске с горки; осталось лишь трогание с места на подъеме. А ещё разворот в ограниченном пространстве увеличится с 5 до 7 метров.

Одна из важных новаций: инструктор автошколы, которую окончил претендент на права, в ходе экзамена сможет сидеть на дублирующих педалях, то есть на переднем пассажирском кресле (разумеется, если в автомобиле установлен датчик использования этих педалей), и при необходимости – вмешиваться в процесс управления транспортным средством для предотвращения ДТП.

В этом случае экзаменатор из ГИБДД «располагается таким образом, чтобы иметь возможность контролировать действия кандидата в водители и лица, находящегося на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством».

Эксперт Алексей Шамарин. Очень полезное новшество. Оно решает проблему ответственности в случае ДТП при сдаче экзамена. Ведь по Регламенту 2021 года преподаватель автошколы не мог садиться рядом с кандидатом в водители во время сдачи на права: это место занимал экзаменатор, который не считается водителем. Да и машина, как правило, принадлежит автошколе.

Экзамен станет легче: можно чаще ошибаться

По нынешнему регламенту во время проверки вождения можно набрать пять штрафных баллов. А вот с 1 апреля – целых семь!

Как известно, за грубые ошибки (проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика; нарушение правил обгона, поворота, разворота; нарушение правил проезда железнодорожных переездов; превышение установленной скорости движения и др.) начисляется по 5 штрафных баллов, за средние (не пристегнутый ремень безопасности; нарушение правил перевозки пассажиров; использование во время движения телефона и др.) – 3 балла, за мелкие (несвоевременная подача сигнала поворота; нарушение правила расположения транспортного средства на проезжей части; выбор скорости без учета дорожных и метеорологических условий; движение со слишком малой скоростью и др.) – 1 балл. Таким образом, претендент теперь сможет совершить на две мелких ошибки больше, не рискуя провалить экзамен.

Эксперт Алексей Шамарин. Такое смягчение регламента действительно может помочь многим кандидатам при сдаче практической части, ведь сначала они из-за волнения могут совершать мелкие и даже грубые ошибки, но потом берут себя в руки и успешно сдают экзамен. С другой стороны, кого-то такое административное послабление может настроить на более легкомысленный лад, что во время такого экзамена – недопустимо. Впрочем, по большому счету, эта процедура по-прежнему останется зависимой от субъективного фактора: негативно настроенный экзаменатор всегда найдёт, к чему придраться.

Пересдать экзамен станет сложнее

С 1 апреля расширяются, но при этом отдаляются сроки пересдачи экзаменов для тех, кто не смог сдать вождение с первых трёх попыток. До сих пор явиться на четвертую пересдачу кандидат в водители мог не раньше, чем через месяц и не позже, чем через один квартал со дня предыдущей попытки. Теперь же четвёртый экзамен будет назначаться не ранее, чем через 6 месяцев, но не позднее чем через 9 месяцев.

Эксперт Алексей Шамарин. С одной стороны, такое ужесточение должно побуждать кандидатов лучше готовиться к сдаче практики. Но оно может иметь и негативные последствия. Немалая часть экзаменуемых будет проваливать третью попытку именно из-за страха остаться без удостоверения еще на полгода. И их можно понять: срок действия медсправки не безграничен — один год, а сданная «теория» сгорает через полгода; влетят в копеечку и дополнительные уроки вождения. А ведь может закончиться и срок действия паспорта! Словом, опять в перспективе – трата времени и денег. И далеко не факт, что проваливший три попытки кандидат через полгода отважится на четвёртую.

Вывод ясен: чтобы не попасть в такую ситуацию, освоить навыки вождения нужно сразу и в полном объеме. А для этого надо изначально выбрать настоящих учителей-профессионалов.

Учеников автошкол без лицензии не допустят к экзаменам

Мы не зря упомянули «Положение о лицензировании образовательных организаций». Начиная с 1 апреля, инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол: есть ли там заключение о соответствии её реальной материально-технической базы (площадок, образовательных классов, тренажеров и т.д.) требованиям примерных программ подготовки водителей, утвержденных Министерством просвещения РФ. И если автошкола не имеет этого документа, то она не сможет работать по лицензии. Соответственно, выпускников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Эксперт Алексей Шамарин. Это нововведение коснется далеко не всех учеников: все официальные автошколы уже имеют такие заключения от ГИБДД ещё с 2015-2016 годов. Если в их базе ничего не меняется, то это разрешение действует бессрочно. Видимо, просто понадобилось формальное уточнение об этих заключениях, не указанных в прежней версии документа. В Воронеже число таких «серых» автошкол в последнее время сильно поубавилось. Тем не менее, риск нарваться на «Образовательное автотранспортное заведение «Рога и копыта» имени товарища Бендера» есть всегда, так что лучше заранее изучить информацию об автошколе, чтобы обучение в ней не стало в итоге «благотворительной акцией».

Чего ждать водителям от нововведений

Как честно признался автоэксперт Алексей Шамарин, будущие изменения в российской системе получения водительских прав для него пока — «terra incognita». Именно поэтому он относится к ним неоднозначно. Но в одном г-н Шамарин убеждён: основную ответственность за подготовку водителей, за их уверенную сдачу на права, а самое главное – за их грамотное поведение на дорогах, должны нести автошколы. Именно там теорию и практику надо преподавать так, чтобы полученная выпускником водительская «корочка» стала гарантией безупречного соблюдения им правил дорожного движения.

Вадим ЧУГУНОВ

Комментарии (1)

  1. Сдача 6 апреля 4ая ,не прийдется ли ждать ещё +5 месяцев?

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,37662506103516