Выставкой о жизни и творчестве Владимира Высоцкого открылся «Мандельштамфест» в Воронеже
Четвёртый «Мандельштамфест» открылся в воронежском Камерном театре в пятницу, 24 декабря. Первым событием в его программе стала выставка, посвящённая Владимиру Высоцкому.
Гостей фестиваля поэтического искусства приветствовали художественный руководитель театра Михаил Бычков и актёр Камиль Тукаев.
– Мы в своё время придумали «Мандельштамфест», чтобы в контексте города и по возможности всей России имя Осипа Мандельштама звучало, не уходило в какие-то хранилища памяти, а оставалось актуальным и живым, – рассказал Михаил Бычков. – Мне кажется, на свете немало людей, которые вообще знают о Воронеже только потому, что здесь несколько лет прожил Осип Эмильевич. Знакомясь с этой темой, я узнаю, что он здесь не только страдал! Есть самые разные свидетельства, в том и числе и высказывания самого поэта, о том, что для него в этом городе среди бесприютности были и важные дни, часы тепла, дружбы, понимания.
Организаторы и ранее подчёркивали: «Мандельштамфест» — не мемориальный фестиваль. Этот поэтический форум – не о творчестве и личности конкретного поэта. Когда рождался этот проект, его создатели хотели, чтобы зрители, в том числе молодые, осознали, что поэзия – «очень живая, многообразная и актуальная субстанция». Программа фестиваля включает спектакли, в основе которых – поэтическое слово, музыкальные концерты, общение с современными отчечественными стихотворцами, лекции. Однажды на фестивале проводился даже мастер-класс для интересующихся рэпом.
События камерного трёхдневного фестиваля проходят, как правило, внутри одного здания, на разных его площадках, от большого зала до кафе или даже крыши. В числе таких мест и театральная галерея. Именно здесь развёрнута выставка «Владимир Высоцкий. Страницы памяти».
Экспозиция подготовлена Государственным музеем этого легендарного актёра, поэта и барда. Она знакомит с разными аспектами его жизни и творчества, бережно соблюдая баланс между общеизвестными, каноническими образами Высоцкого и тем, что даже кому-то из преданных любителей его песен и ролей прежде было неизвестно. При этом образ героя выставки не подвергается какой-либо деконструкции.
Есть здесь фотографии и с женой Мариной Влади, и с режиссёром Юрием Любимовым, спектакли которого принесли Высоцкому славу выдающегося театрального актёра, и кадры из фильмов, в том числе малоизвестных, и попавшие в объектив моменты его концертов (включая один из последних). Но не менее ценны фотоизображения Высоцкого-ребёнка или Высоцкого-студента.
– Наверное, только те, кто постарше, могут понять, чем были для людей эти строчки, этот нерв и пульс жизни, которые мы слышали в творчестве Высоцкого, — признался художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. – Я достаточно рано увидел его на сцене как артиста. Я был ещё студентом художественного училища, когда нас повезли в Москву показать, какой бывает настоящий театр. В театре на Таганке я видел Высоцкого в плащ-палатке, в каске, с гитарой в центральном проходе среди зрителей. Замечательный был спектакль – он назывался «Пристегните ремни». Одно из первых моих впечатлений о Высоцком – когда в другой постановке – кажется, «Десять дней, которые потрясли мир» – я увидел его как мощного атлета. Он делал стойку на одной руке. Удивительно, как это всё в нём соединялось. Но сегодня хочется сказать о другом. О том, что поэт – это какое-то удивительное зеркало своего времени, а с другой стороны, он соединяет разные времена. В нём очень много того, что лично не пережил, чему не был свидетелем, но каким-то удивительным образом смог сочинить, воспроизвести, начиная от вещей, которые касались России, революции, Великой Отечественной – и вплоть до лагерей и тюрем, где Высоцкий никогда не был. И в то же время поэт соединяет нас с будущим – точнее, с тем временем, в которое мы сейчас живём.
Уже по реакциям первых посетителей выставки в Камерном было заметно, что фигура её героя и в 2021-м вызывает искренний интерес. Владимир Высоцкий перестал быть предметом почти религиозного культа (хотя порой его и пытается присвоить современный шоу-бизнес). Но масштаб его фигуры с годами нисколько не стал меньше.
Завершится поэтический фестиваль 26 декабря концертом группы Паперный Т.А.М.
«Мандельштамфест» проводится раз в два года, начиная с 2015-го. Основной площадкой для него всё это время остаётся Камерный театр. Цель – познакомить воронежцев, и прежде всего молодёжь, с поэтическим искусством в различных его проявлениях.
Каждый год программа непременно включает выставку. На третьем фестивале в галерее показали проект «Любимые поэты Лазаря Гадаева». Воронежцы увидели эскизы памятников Михаилу Лермонтову, Александру Блоку, Марине Цветаевой, Коста Хетагурову, автопортреты скульптора и фотографии из личного архива автора воронежского памятника Осипу Мандельштаму.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.