Воронежский театр кукол имени В. А. Вольховского провёл экскурсию по своим потаённым местам, куда никогда не ступает нога зрителя
Необычное путешествие по закулисью Воронежского театра кукол прошло в рамках просветительской акции «В первом ряду» российского общества «Знание». Экскурсоводами выступили художники-постановщики Александр Ечеин и Елена Белых, артисты Татьяна Ечеина, Софья Иголкина и Дарья Ефанова. Экскурсантами — воронежские школьники и их родители.
Куклы так похожи на людей
Первой остановкой на маршруте стал бутафорский цех — место, где рождаются куклы, создаётся реквизит, часть декораций, а также происходит их реставрация.
– Всё начинается с текста. Режиссёр над ним размышляет, придумывает идеи, которыми затем делится с художником, — описал первые этапы процесса Заслуженный художник России Александр Ечеин. — Тот, в свою очередь, рисует эскизы, передаёт их мастерам-кукольникам.
Затем за дело берутся шесть мастеров бутафорского цеха, знающие толк в скульптуре, архитектуре, истории костюма, разбирающиеся в свойствах различных материалов. В зависимости от того, какой у куклы будет механизм, выстраивается работа над ней. В среднем на создание одного персонажа уходит около двух недель.
– Популярный материал для работы – папье-маше, — продолжает Александр Ечеин. — Вот, например, как делается яйцо для нашего нового спектакля «Золотой цыплёнок». Из гипса формуется половинка яйца, которую затем выкладывают бумагой: приклеивают один листочек поверх другого. Так получается много слоёв папье-маше. А когда форма полностью выклеена, её сушат горячим песком в печке. Для чего песок? Чтобы он утрамбовал все слои и дал возможность им быстро высохнуть. Затем две половинки соединяются, получается объёмное яйцо.
В зависимости от механизма управления куклы могут быть перчаточными, марионеточными, тростевыми, планшетными (последние крепятся к артисту и умеют «ходить» по полу). У кукол мимирующих – их изготавливают из мягких тканей и поролона – подвижное лицо, способное передавать различные эмоции, корчить рожицы.
Отдельного мастерства требует создание кукол с сюрпризом. Спрятанные внутри персонажей механизмы в неожиданный для зрителя момент «выстреливают». К примеру, у чиновника из спектакля «Мёртвые души» встают дыбом волосы и запрыгивают на лоб очки, придворный из сказки про Золушку словно по мановению волшебной палочки извлекает из камзола то платок, то рюмку.
– Добавляет выразительности и одежда персонажа, — поделился Александр Ечеин. — Ещё во время учёбы я попал на практику в музей Мариинского театра. Его сотрудники разрешили нам, студентам, взять из хранилища куски старинного бархата – когда-то они были частями театральных костюмов. Дескать, всё равно ткань отслужила своё. Из такого уникального материала мы здесь, в Воронеже, пошили мундиры для персонажей гоголевских «Мёртвых душ». На них и сегодня можно любоваться.
По словам актрисы театра Дарьи Ефановой, работа над спектаклем длится примерно 2-2,5 месяца. Всё это время мастера-кукольники и артисты находятся в постоянном контакте. Исполнителю важно успеть приладиться к своему персонажу, изучить куклу, можно сказать, с ней сродниться. К слову, часто куклы даже внешне оказываются похожими на артистов, которым предстоит их оживить.
Сложности управления
Подготовка спектакля – это ещё и создание декораций и реквизита. Значительную их часть изготавливают в столярной мастерской, после чего передают в декорационный зал. На его площадке актрисы Татьяна Ечеина и Дарья Ефанова познакомили экскурсантов с различными видами кукол. Для того чтобы управлять некоторыми из них, нужно не только иметь гибкие руки и крепкие спины, но и быть очень выносливым. Например, вес главного персонажа спектакля «Король Лир» около 10 кг. А чтобы заставить танцевать разбойника Хасана из сказки «Али-Баба и 40 разбойников», требуется сразу две пары рук, то есть два актёра.
Самой же простой и приятной в управлении артисты считают перчаточную куклу. Например, такую, как Петрушка. Работать с ней одно удовольствие — Петрушка может ходить, сидеть, вставать, ложиться.
– С Петрушей справляются даже дети, — рассказала Татьяна Ечеина. — Вообще это самый известный в мире персонаж. Похожие куклы в яркой одежде, колпаке и с выдающимся носом есть у многих народов: во Франции – Полишинель, в Италии — Пульчинелло, в Англии — Панч и т.д. На Руси с ними выступали на ярмарках скоморохи-петрушечники. Куда как сложнее в управлении куклы-марионетки. К примеру, в спектакле «Мандельштам. Воронежские тетради» мне достался персонаж Кошка — марионетка на 12 нитях, управлять которыми – непростая задача.
Услышать биение кукольного сердца
Из декорационного зала путь экскурсии пролегал через зал для репетиций, большую сцену (с изнанки она совершенно не узнаваема), световую рубку, малышкину сцену, склад, сухой карман для хранения декораций, гримёрки, кабинет главного художника, а также бережно сохранённый коллективом кабинет главного режиссёра театра Валерия Вольховского.
– Во время спектакля за кулисами дежурит бригада помощников, — рассказала художник Елена Белых. — Если, не дай бог, что-то пошло не так, им предстоит очень быстро исправить ситуацию. Поэтому клей «Момент», клей-пистолет, иголка с ниткой всегда наготове.
Перед представлением и в антракте у зрителей есть возможность лучше узнать театр. Прогуляться по второму этажу, стены которого украшают эскизы для постановок, инсталляция с декорациями и куклами из спектаклей прошлых лет. Выйти на боковую галерею, расположенную ближе к стене со знаменитыми часами, у которых, к слову, скоро появится кукушка. А после завершения реконструкции театра и прилегающей территории с галереи можно будет любоваться фонтаном «Дюймовочка». Есть надежда увидеть зимний сад на третьем этаже. И, конечно, гордость театра и самое таинственное его место – музей кукол!
Не у каждого театра есть возможность хранить «ушедших на пенсию» кукол и реквизит. В Воронежском театре кукол имени В.А. Вольховского им отведено почётное место. На входе в музей гостей приветствует самая старинная кукла — изготовленная в XIX веке сицилийская деревянная марионетка. Её воронежцам подарили во время гастролей в Испании. В экспозиции — сотни персонажей, а также декорации к известным спектаклям Валерия Вольховского: «Озёрный мальчик», «Мёртвые души», «Дон Жуан», «Карьера Артура Уи».
По словам Елены Белых, музей окутан мистикой. Есть, к примеру, история о том, как несколько лет назад там меняли электрику. Мастера решили успеть выполнить работу одним днём и задержались в музее до глубокой ночи. И, надо же, одному из них вдруг показалось, что кукла ожила, щёлкнула ртом…
– Характерная для театра кукол история, — заметила Татьяна Ечеина. — Но для нас, артистов, нет ничего более реального, чем наши персонажи. Мы делаем всё, чтобы оживить их на сцене. Каждый артист репетирует до тех пор, пока не услышит биение сердца своей куклы. Награда – зрительская любовь, детская вера в чудо. Никогда не забуду, как в антракте мальчик подошёл к сцене, увидел куклу — главного героя известной итальянской сказки — и взволнованным шёпотом обратился: «Пиноккио, друг, держись!». Какая награда может сравниться с такой живой реакцией ребёнка?
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.