На третьем этаже музея им. Крамского — 39 полотен: легкие, воздушные, светлые и жизнерадостные. Картины Валентины Диффинэ-Кристи с 2011 г. путешествуют по городам России и другим странам. Художница прожила долгую жизнь — 92 года. Последние 10 лет Валентина Михайловна не писала, а все картины завещала… выбросить. Однако музейные работники спасли ее наследие и решили превратить передвижную выставку в просветительский проект. Воронеж в этом турне — 39-й. На очереди — еще целая вереница музеев.
Говорит Иван Хотинский, куратор выставки памяти Валентины Диффинэ-Кристи:
«Написали письма больше чем в 70 музеев. И большинство музеев выразило желание провести выставку и иметь картины ее в своем собрании. После смерти ее картины попали в собрание Третьяковской галереи и более чем в 50 музеев от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Оренбурга в России, в Белоруссии и Казахстане, в Польше и других странах».
Картины обладают внутренней динамикой, силой и светом, при этом очень гармоничны. Когда глаз привыкает к необычному стилю, среди хаоса мазков начинаешь видеть натюрморты, портреты, бескрайние поля с кипреем или виды Гурзуфа. Поэтому не зря многие сравнивают творчество Валентины Михайловны с поэзией или даже с музыкой.
Говорит Владимир Голуб, руководитель фотоклуба «Фотум», член Союза фотохудожников России:
«Первый взгляд на картины, мельком, может быть — это одно впечатление; проходит какое-то количество времени — уже совершенно иначе воспринимаешь эти картины, иначе чувствуется атмосфера, которая создана экспозицией в этом зале. Очень интересные работы, необычные. Они создают какое-то такое чистое ощущение, чистого звука даже».
Самые необычные работы были созданы ею в поздний период творчества. Его называют «белое на белом». Художница отошла от детальной прорисовки предметов и использовала практически одни белила. И говорила, что именно так видит мир. Мир, в котором живет душа ее мужа, тоже живописца Евгения Диффинэ, которого не стало в 28 лет. Неповторимый стиль в кругах искусствоведов получил название «духовный импрессионизм».
Говорит Иван Хотинский, куратор выставки памяти Валентины Диффинэ-Кристи:
«Она поднимается все выше и выше. Сначала на уровне ваших глаз, потом на уровне деревьев, потом на уровне взлетающего самолета, потом, образно, из космоса собственной души. Она поднимается все ближе и ближе к солнцу, там исчезают тени и исчезает все мирское, телесное, наступает полярный день».
Одна из работ Диффинэ-Кристи останется в Воронеже навсегда. Картина «На этюдах» была передана в дар Музею имени Крамского.
Говорит Елена Пшеницына, главный хранитель музея им. Крамского:
«Работа выполнена в 1970-е годы, когда художница уже в полном расцвете сил, когда у нее и возможности творчества, и то, что в ней интересно — это ее какие-то красочные философские воззрения».
Кураторы говорят: среди задач выставки — развенчание мифа о том, что жипопись, создававшаяся в советские годы, была малохудожественна. Соцреализм диктовал свои правила, но настоящие мастера все же находили лазейки для самовыражения. Валентина Диффинэ-Кристи тоже писала рабочих, ударников коммунистического труда, но в собственной манере. Уже тогда ее картины напоминали миражи. Уже тогда в них главенствовали свет и воздух, в которых буквально растворяются люди и вещи.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.