Воронеж переменная облачность +9°
USD
84.40
EUR
92.46
Предложить новость
Прямой эфир
21:21 06.02
8 мин
0
960

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Слёзы тяжёлого взросления». Рецензия на фильм «Анора»

21:21 06.02.2025
8 мин
0
960

В России интерес к фильму «Анора» (18+) резко возрос после того, как нашего актёра Юру Борисова номинировали на премию «Оскар» за роль второго плана. Фильм уже стал победителем Каннского кинофестиваля в 2024 году. В центре сюжета – история стриптизёрши, которая на короткое время, словно Золушка, выходит замуж за принца, точнее – за сына русского олигарха. Чем «Анора» и Юрий Борисов покорили сердца зрителей и западных кинокритиков – разбирался критик.

– В 1957 году два приза престижного Каннского кинофестиваля получил фильм Федерико Феллини «Ночи Кабирии» (12+). Джульетта Мазина, жена Феллини, получила приз за лучшую женскую роль: она сыграла «ночную бабочку» с окраин Рима, телом своим зарабатывающую себе на жизнь. Вздорная, громкая, но наивная, честная и настоящая Кабирия попала в сердце зрителям по всему миру, а финальная сцена с её светлыми слезами стала классической. Позже фильм Феллини ещё и «Оскар» получил!

Триумфатор Каннского фестиваля 2024 и один из главных хитов года – новый фильм американского независимого режиссёра Шона Бэйкера «Анора» (18+) – тоже о судьбе юной секс-работницы. И тоже номинации на «Оскар», в том числе первая актёрская номинация для Юры Борисова! Весь год «Анора» притягивала к себе зрительское внимание. Кого-то это раздражало, казалось, что весь хайп сформировался случайным образом. Но всё-таки триумф Бэйкера и его фильма – не случайная неожиданная сенсация, а закономерный этап кинопроцесса.

Во-первых, важно сразу отметить важный момент. Вопреки странному убеждению многих комментаторов в Сети, Каннский кинофестиваль (и любой другой крупный фестиваль) не аналог спортивных состязаний, где самые умные, ловкие, сильные и просто лучшие соревнуются в рамках неких правил, баллы подсчитываются и оглашаются призовые места. Фестивальный приз – это совпадение огромного количества переменных, и едва ли этот процесс можно предсказать или спланировать. Некоторых также смутил контраст «высокого» приза и «низкой» темы фильма. Ну, вернёмся мысленно в 1994-й год, в год триумфа Квентина Тарантино и его «Криминального чтива» (18+). Каннские отборщики и жюри (и не только каннские), как мы видим на примере Феллини или Кена Лоуча, который дважды получал Золотую ветвь, нередко обращают внимание кинообщественности на фильмы про судьбы и тяготы отверженных и изгоев общества.

Во-вторых, Шон Бэйкер, известный гуманист современного кино, далеко не новичок в этом мире серьёзных картин, на кинофестивалях он не чужой. 7 полнометражных фильмов: Бэйкер из тех режиссёров, кто никогда не изменяет своему творческому пути, своему киноязыку, а только развивает его, от фильма к фильму делая новый шаг вперёд (в этом смысле «Анора» – его самый сложный и масштабный проект, учитывая, что для каждого фильма он проводит большую исследовательскую работу «в полях»); он не следует запросу аудитории или фестивальной повестки, у него свой киномир.

В каждом своём фильме Бэйкер делает как минимум одно, но очень важное дело. Он направляет свою камеру на маргиналов и изгоев, на тех, кто обычно не становятся героями фильмов, он с заботой и вниманием всматривается в их судьбы и всякий раз находит в них и мораль, и нравственность, и принципы. Его герои – транс-персоны, порноактёры, секс-работники. На два часа он даёт им жизнь в кино и наблюдает, как эти люди принципиально борются за своё счастье в мире. Все его герои стремятся к простому счастью, но каждый раз Бэйкер непременно сталкивает их с жёсткой реальностью. Бэйкер – поэт реальности, он работает с реальностью, с правдой, с жизнью здесь и сейчас, и никому он не отказывает в самой возможности счастья. И в «Аноре» он нисколько не изменил себе. Шон Бэйкер за свою карьеру явно уже заслужил свою «Пальмовую ветвь», так почему бы не за «Анору»?

В «Аноре» режиссёр осиливает новые творческие мощности: языковые-диалоговые кружева из английского, армянского и русского языков, мастерский монтаж (обратите особое внимание, как тщательно смонтирована сцена «похищения Аноры»), ритм, динамика, энергия, хотя на первый взгляд кажется, что это всё неуправляемый хаос. «Анора» – кино сверхживое, дышащее, стремительное (как тут не вспомнить другой недавний прекрасный фильм о русских в Америке – «Гив ми либерти» (18+) Кирилла Михановского). Любопытно вот что. Настоящее имя Аноры Михеевой зритель узнаёт только к середине фильма, девушка прячется в Америке за бессмысленным именем Эни (any – англ, любая). Кабирия в шедевре Феллини тоже не Кабирия, её зовут Мария. Вот об этом Бэйкер – о возвращении и обретении настоящих имён; о том, чтобы любой человек знал как его зовут. Анора Михеева проходит этот странный путь с нами, она вынуждена повзрослеть, но она бьётся за своё счастье точно так же, как это делал бы каждый из нас. В финале, как и Кабирия, Анора остаётся в слезах. Но это слёзы тяжёлого взросления, то слёзы принятия реальности.

Ну, и конечно же, Юра Борисов! Кто-то скажет, что ничего он не сыграл и промолчал весь фильм. Это, конечно, не так. У Юры есть реплики уморительные («Братан, ну она сбежит, я тебе отвечаю»), есть пронзительные («Я считаю, что Иван сейчас должен извиниться»), но дело совсем не в диалогах и монологах, вместо Юры тут более чем обильно говорят все остальные. Борисов так привлёк зрителя потому, что его человеческая суть не спрятана за персонажем, она пробивается сквозь экран. Юра в интервью так прямо и говорит о своём Игоре – рыцарь. Это простая идея, но а зачем её усложнять? Юра Борисов честно и открыто сыграл любовь. А любовь понятна всегда и всем зрителям – и американцам, и армянам, и русским.

Илья КЛЮЕВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.73330903053284