Игорь Лотков: «Стратегия развития Воронежской области требует постоянной актуализации»

07:41 05.02.2024
16 мин
0
4313
Член Президиума регионального правительства, руководитель секретариата губернатора – о том, как принимаются важные решения во власти и какую роль в государственном управлении играют бережливые технологии

– Игорь Анатольевич, в правительстве области зона вашей ответственности — стратегии, доктрины, инновационные направления. Расскажите подробнее об этой работе. 

 

– Главная миссия секретариата – обеспечение деятельности губернатора — высшего должностного лица региона. Соответственно, в своей работе губернатор нуждается в экспертной поддержке, которая помогала бы ему готовить и принимать правильные решения. Для того чтобы эти решения были качественными, продуманными, эффективными, требуются определённые усилия. Одна из ветвей секретариата как раз нацелена на работу с подходами по реализации достижения стратегических целей развития региона, которые установлены нашими стратегическими документами.

В этом вопросе требуется постоянная актуализация и адаптация к происходящим событиям и условиям. Другими словами, этим необходимо заниматься постоянно. Мы работаем над тем, чтобы, с одной стороны, выявить отклонения в нежелательном направлении, предложить те решения на рассмотрение губернатора, которые помогли бы эти отклонения ликвидировать. Другая задача — выявить новые возможности, которые открывает либо современное развитие нашего общества, либо технический прогресс, либо какие-то практики наших коллег, которые себя успешно показали.

– В центре внимания губернатора продолжительное время находятся процессы бережливого управления. Вы являетесь инициатором их внедрения в регионе. Почему этому уделяется такое внимание?

– Сразу отмечу, что понятие бережливого управления, бережливых технологий не всегда правильно воспринимается. Бережливый — это не от слова сэкономить. Это о том, чтобы сберечь. В первую очередь сберечь наших с вами сограждан от излишних потерь времени, усилий, нервной энергии, разочарований, которые иногда встречаются во взаимодействии с организациями бюджетной сферы. Это и есть основа бережливого управления.

Нужно так усовершенствовать процессы, происходящие в бюджетной сфере, особенно те, которые затрагивают качество жизни воронежцев, чтобы люди получили комфортные условия. Это называется человекоцентричность и клиентоориентированность. Взаимодействуя с бюджетной сферой, жители нашего региона должны ощущать себя клиентами, о которых заботятся, которыми дорожат.

Таким образом достигается всеобщая гармония. Гражданам приятно, как с ними обращаются. Работники бюджетной сферы получают удовлетворение от своей работы, так как их труд вызывает положительные эмоции.

– Что именно в этой сфере вы делаете?

– Многие слышали, что практически 400 тысяч воронежцев задействованы в бюджетной сфере. Повлиять на поведение и действия такого большого количества людей, сколько бы не привлекали для этого сотрудников, весьма сложно. В такой ситуации есть апробированный метод — внедрение соответствующей культуры, включающей ту самую клиентоориентированность.

Рассказать и убедить, насколько важны бережливые принципы в работе, — это лишь часть задач. Ещё нужно помочь, научить, подсказать, что и как нужно делать, какие методы и технологии нужно применять, чтобы постоянно добиваться прогресса совершенствания качества функционирования бюджетных организаций.

– Решать эти задачи призваны Центр эффективности правительства региона и Институт стратегического развития, которые находятся непосредственно в вашем ведении. Расскажите подробнее о работе этих структур.

– По сути — это главные участники, которые работают над теми задачами, о которых мы говорим. Что касается Института стратегического развития — это центр компетенций, можно сказать, мозговой центр. Его задача — найти путь решения стратегических задач развития региона. Аналитики должны найти и предложить на одобрение губернатору те стратегические прорывные решения, которые потенциально способны внести качественные изменения в те ситуации, которые требуют вмешательства. Это сложная и важная задача. И очень хорошо, что это у них получается достойно.

Вторая, не менее важная, задача — это внедрение этих решений. То есть недостаточно открыть какой-то секрет или рецепт — если вы будете делать так, то всё будет хорошо. Путь от знания к действию весьма долог и сложен. Есть такое явление — сопротивление изменениям. Чтобы преодолеть это сопротивление, нужны недюжинные усилия. Нужна очень продуманная, правильно выстроенная работа с будущими исполнителями и участниками реализации тех самых решений, которые мы считатем перспективными.

У Центра эффективности правительства региона немного другая специфика работы. Здесь мы говорим об оптимизации процессов, повышении их эффективности и качества, ориентации на человека. И это достаточно быстрая история. Чтобы перестроить какую-то отдельную операцию или деятельность какого-то учреждения, не нужны годы. Здесь речь идёт о нескольких месяцах.

Стандартный срок реализации бережливых проектов — это шесть месяцев. Предполагается, что за это время будут выработаны подходы, а затем эти изменения сумеют реализовать, перейти на новый уровень организации этих процессов. Это всё ориентировано на насущные нужды и потребности наших граждан. Каждый бережливый проект отбирается по своей значимости, по масштабам своего влияния на достаточно большие группы людей. Чем больше группа, тем важнее задача и тем более значимый эффект от неё мы сумеем получить.

При этом надо понимать, что миссия Центра эффективности не в том, чтобы прийти в какое-то ведомство и своими руками что-то переделать по своему разумению. Они призваны быть рядом, подставить плечо и, объединяя усилия непосредственно с теми специалистами, которые работают в бюджетных учреждениях, провести реализацию оптимизационных проектов, на выходе из которых мы получаем более высокое качество услуг бюджетной сферы.

– Это новация именно нашего региона — Центр эффективности и Институт стратегического развития – или это уже реализованная где-то идея, которая у нас внедряется?

– Я бы не сказал, что это какое-то изобретение. Наша новация и специфика вот в этой комбинации. Наверное, мы не найдём в других регионах полного аналога. Какие-то элементы, безусловно, пересекаются, но вот такой комбинации, которая была бы сконцентрирована вокруг секретариата губернатора, — это наша, даже не находка, а эволюционное развитие.

Сначала появился Центр эффективности, потом присоединился Институт, затем ещё возникло Управление проектной деятельности, которое тоже получило свою нишу, свой предмет поддержки решений губернатора и контроля ситуации под названием «проектная деятельность». Шаг за шагом, эволюционно образовалась такая конфигурация.

– Какие критерии оценки работы по повышению эффективности существуют? На каких позициях находится Воронежская область?

– Есть так называемый клуб бережливых губернаторов. По его названию понятно, кто является его участниками. Эти руководители искренне разделяют ценности этого движения, подходы, которые используются для достижения бережливых результатов. И самое главное — все члены этого клуба демонстрируют практические результаты в бережливой трансформации государственного управления.

Главным мерилом является количество реализованных бережливых проектов. Чем их больше, тем активнее идёт работа в регионе. Безусловно, важны качество и специфика этих проектов.

Один из параметров оценки участников бережливого клуба — количество так называемых образцовых учреждений бюджетной сферы. Речь не только о том, чтобы самим что-то подправить и усовершенствовать. Необходимо создать образцы того, как должны работать эталонные бюджетные учреждения, чтобы полностью соответствовать своей миссии и ожиданиям клиентов.

Чтобы получить статус «образца», нужна специальная аттестационная межрегиональная комиссия, которая их утверждает. И у нас есть повод для гордости — в прошлом году в Воронежской области раскрылся целый букет таких учреждений-образцов. И причём разного статуса. Есть высший статус — «образцы» федерального уровня, есть местные, есть региональные. Мы впервые получили два федеральных «образца».

– Ещё одно направление вашей деятельности — курирование и проведение стратегических сессий. Для чего они нужны?

– Стратегические сессии, в каком бы формате и в какой бы аудитории они бы ни проводились, — это попытка вырваться из рутины. В повседневной работе часто теряются первоначальные замыслы, теряются ощущение и понимание конечной цели: куда мы движемся и чего хотим достичь. Поэтому очень важно сконцентрироваться, подискутировать, с разных сторон, под разными углами посмотреть на складывающуюся ситуацию. С помощью коллективного разума расставить приоритетные действия, которые мы можем совершить.

Выработать идеи и их зафиксировать — это лишь первая часть. Далее, как мы уже говорили раньше: мало обладать знанием, нужно его ещё реализовать. Собственно, поэтому стратегические сессии не оканчиваются никогда. Они просто приобретают разную форму. Это форма очной, большой пленарной стратегической сессии. Дальше начинается работа в формате рабочих групп, творческих команд, которые принимают те идеи, инициативы и новации, которые были сгенерированы в ходе стратегической сессии. Потом начинается повседневная работа, центром которой являются те прорывные идеи, мысли, решения, которые выработаны в ходе мозгового штурма, дискуссии, которая происходит на стратегической сессии. Далее всё это необходимо перевести на язык регламентов, инструкций, нормативных актов, и это требует весьма значительных усилий.

Когда у нас складываются два этих компонента: хорошие, мощные идеи и успешная работа их имплементации и по погружению их в официальные документы, тогда можно сказать, что решение внедрено в повседневную работу.

Самое главное, что региональная система управления понимает, как это работает, и стремится к совершенствованию своей деятельности. И задача нашей комплексной структуры, которая объединилась вокруг секретариата губернатора, – обеспечить экспертно-аналитическое сопровождение органов власти. Мы стараемся дать рецепты, инструменты и мотивацию к постоянному совершенствованию результатов их работы.

В ТЕМУ

Воронежская область упрочила позиции в рейтинге эффективных регионов

В декабре 2020 года губернатор Александр Гусев подписал Соглашение с госкорпорацией «Росатом» о совместной реализации проекта «Эффективный регион». Этот стратегический проект позволяет использовать положительный опыт производственной системы для совершенствования рабочих процессов в органах власти и повышения качества предоставления государственных услуг населению. Совместно с кураторами Росатома эту работу осуществляет Центр эффективности правительства Воронежской области.

По итогам 2023 года Воронежская область значительно улучшила свои позиции в рейтинге регионов проекта «Эффективный регион», переместившись с 18-го на 7-е место. Это свидетельствует о заметном прогрессе и эффективных усилиях, направленных на развитие социально-экономической сферы региона. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,33077096939087