Воронеж пасмурно +17°
USD
91.11
EUR
100.39
Предложить новость
Прямой эфир
11:08 22.04.2022
12 мин
0
451

Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области: «Надеемся, что скоро санкционный угар завершится и наступит прозрение»

11:08 22.04.2022
12 мин
0
451
Сергей Петровский – о том, каким предприниматели видят своё будущее и в каких мерах поддержки нуждаются

Только вынырнув из моря проблем, связанных с пандемией, воронежский бизнес вновь оказался перед лицом экономического кризиса. Реакция на происходящее у предпринимателей разная.

Кто-то принял непростое решение закрыть компанию, кто-то, напротив, борется за свой бизнес, ищет пути его спасения. А кто-то воспринял ситуацию как шанс начать заниматься чем-то новым, обзавестись партнёрами и получить заказы. Какие проблемы сегодня предстоит решать воронежским бизнесменам, где им искать поддержку, как спасти своё дело и дать ему второе дыхание – об этом и многом другом в интервью «TV Губернии» рассказал президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.

«Бизнес за голову хватается»

– Сергей Владимирович, с какими первыми трудностями столкнулись воронежские предприниматели в результате объявленных нашей стране санкций?

– Первое: Центробанк принял решение повысить учётную ставку. Соответственно, выросла стоимость кредитов, по которым предприниматели могли получать деньги как для оборотных, так и для инвестиционных целей. Второе: санкции нарушили логистические цепочки, связанные с поставками различной продукции из-за рубежа. Насколько в этих условиях экономически выгодно покупать импортные комплектующие, например, у того же Китая и везти их в Воронеж – большой вопрос. И третье: возник рост курса валют.

– В целом обращений в Торгово-промышленную палату стало больше?

– За два года пандемии ТПП получила около 600 обращений от бизнесменов, которые из-за срыва поставок были не в состоянии выполнить свои обязательства. Из них мы подтвердили 42 случая. Сейчас у нас шквал обращений – за полтора месяца их более 200. Бизнес не просто в растерянности, он за голову хватается. В особенности предприятия, работающие по госзаказу. Сегодня в связи с проведением специальной военной операции возникли новые обстоятельства, которые по своей сути являются форс-мажорными: невозможность перевода платежей за границу и обратно, разрыв трансграничных логистических цепочек и т.д. К сожалению, все эти случаи сейчас не считаются форс-мажорными: по законам РФ мы можем отнести к ним только те обстоятельства, которые произошли на территории нашего государства, а зарубежные санкции к таковым не относятся. Но мы последовательно выступаем за то, чтобы признать эти случаи форс-мажорными. Наши предприниматели, которым иностранные поставщики говорят: «Деньги получены, заказ выполнен, приезжайте – забирайте!», действительно оказываются в очень сложной, практически безвыходной ситуации. Мы подали ходатайства о том, что надо пересмотреть определение понятия «форс-мажорные обстоятельства» в Правительство РФ, Госдуму, Верховный суд. Обещают, что в ближайшее время будет принят нормативный акт, который расширит перечень оснований для их признания.

– Есть мнение, что бизнес сам способен находить решение возникающих проблем. Главное, ему не мешать.

– Не мешать – однозначно. Как и во время пандемии, снизить количество проверок – к слову, в стране объявлен мораторий на все проверки, кроме налоговых. И помогать надо. Например, продлить срок действия сертификатов на ту или иную продукцию. Сейчас предприниматели ежегодно проходят сертификацию, требующую немалых финансовых издержек. Увеличение срока действия сертификатов до трёх лет стало бы ощутимой помощью.
Воронеж – регион, где до сих пор действуют ограничения в связи с ковидом. В том числе на проведение массовых мероприятий. Мы не можем проводить выставки, а они нам сейчас очень нужны, чтобы предприниматели находили новых партнёров, поставщиков продукции, заключали контракты.

«Поняли серьёзность ситуации»

– Насколько бизнес-сообщество региона информировано о мерах господдержки на федеральном и региональном уровнях?

– Меры поддержки озвучили президент, премьер-министр, федеральные министры, Центробанк. Информация размещена на сайте Минэкономразвития. Есть специальный раздел на сайте Центра «Мой Бизнес». К сожалению, пока нет ресурса, который бы аккумулировал информацию по абсолютно всем мерам поддержки. Считаю, что для удобства пользователей их необходимо структурировать как по отраслям, так и по видам – кредиты, налоги, персонал и т.п.

– Ещё недавно от владельцев нестационарных торговых объектов требовали, чтобы все павильоны соответствовали единому архитектурному решению. Депутаты гордумы в целях поддержки бизнеса заморозили этот закон минимум до сентября 2023 года. Какой эффект это может дать?

– Основной эффект для предпринимателей – экономия средств. Бизнес не против того, чтобы внешний вид киосков был цивилизованным, отвечающим единому регламенту. Однако сейчас у предпринимателей в связи с возросшими тратами на это элементарно нет денег. Хорошо, что городские власти не стали искать стороннего инвестора, а поняли серьёзность ситуации и решили на три года заморозить данную тему.

– Есть ли среди воронежских производителей те, кто готов участвовать в программах по импортозамещению?

– Да, есть. К нам обращаются производственники, перечисляют, какие станки и оборудование у них есть. Бизнес готов выполнять конкретные заказы. Всем желающим рекомендуем обратиться на сайт Минпромторга, где размещена Государственная информационная система промышленности (gisp.gov.ru). Она представляет собой базу данных о продукции, которую выпускают предприятия РФ. К слову, ТПП была оператором процесса по сбору таких данных. Недавно Минпромторг создал Биржу импортозамещения – интернет-ресурс, где сами предприятия, использующие иностранные комплектующие, могут размещать свои заказы на ту или иную продукцию. Соответственно, те, кто готов наладить их производство, получают возможность принять участие в импортозамещении.

«За рубежом голоса бизнеса не слышно»

– Какими могут быть меры поддержки инженеров, представителей IT-отрасли?

– Прежде чем начать выпуск продукции, её необходимо спроектировать. Значит, потребуются значительные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Нужны серьёзные субсидии государства, чтобы те же инженеры, представители IT-отрасли не уезжали в Армению или Бразилию, а оставались здесь, занимались НИОКРом. С данной проблемой стыкуется и вопрос о возможной репатриации специалистов – наших бывших соотечественников, работающих сейчас за рубежом. В Минтруде и Минпромторге обсуждают возможность их привлечения в страну.

– Что происходит с внешнеэкономической деятельностью? Продолжается ли экспорт воронежской продукции?

– Наш регион экспортирует много изделий, выполненных в металле, химической продукции, сельскохозяйственной и пищевой продукции. Ещё 8 лет назад, несмотря на сложные взаимоотношения с Украиной, для Воронежской области она была главным экономическим партнёром. За последние годы у нас сильно вырос товарооборот с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. Были поставки и в европейские страны. Надеемся, что через какое-то время санкционный угар завершится, наступит прозрение, и наши связи возобновятся. 

– Есть ещё одна проблема – во время пандемии некоторые отрасли столкнулись с дефицитом кадров из числа трудовых мигрантов. Как сейчас обстоит дело с иностранными работниками? 

– Сейчас в связи с резким ростом курса доллара к рублю мигрантам работать невыгодно. На уровне ЦБ мы видим, что постепенно курс падает. Но до какого уровня он в итоге упадёт, неясно. В любом случае решение вопроса по кадровому обеспечению – в ведении нашего правительства. Искать иные источники рабочей силы, укреплять систему среднего профессионального образования – всё это предстоит делать в ближайшее время. 

– Сами предприниматели каким видят своё ближайшее будущее?

– Горизонт видения дальнейшей ситуации пока невелик. Многое зависит от того, будет ли дальше расти курс рубля к доллару, будут ли расти тарифы – идеально было бы их на время заморозить. Ещё от того, как сработают меры поддержки бизнеса. На недавней встрече с губернатором (она прошла в формате антикризисного штаба) предприниматели озвучили свои проблемы: вернулись к вопросам о снижении ставки УСН до приемлемой величины, об отмене обязательных авансовых платежей поставщикам энергоносителей, а также обсудили возможности введения других налоговых льгот. Пока вопрос о снижении налоговой ставки открыт. Так же как и вопрос о докапитализации гарантийного фонда, поддерживающего кредитоспособность бизнеса. Хороший инструмент – Фонд поддержки предпринимательства. Он предлагает малому бизнесу кредиты под процент ниже банковского и сроком на один год. Мы просим рассмотреть возможность продления срока до пяти лет. Сейчас этот и другие вопросы прорабатываются правительством.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте и Одноклассники.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,1980619430542