Историки рассказали о подвиге народных ополченцев, освободивших Воронеж от немецких оккупантов
В бой идут народные ополченцы. Неоценимый вклад в освобождение Воронежа внесли и те, кому дорога на фронт была закрыта либо по возрасту, либо по состоянию здоровья, то есть по сути, мирные жители. Из добровольцев формировались особые отряды, которые тоже воевали с фашистами, чтобы помочь солдатам Красной армии. Вместе с воронежскими историками о подвиге и судьбах тех, чьими именами названы улицы столицы Черноземья, узнала корреспондент «TV Губернии».
В Столице Черноземья более полутора тысяч улиц и дорог. 84 улицы названы именами героев Великой Отечественной, 26 из них защищали город Воронеж, например, как легендарный генерал Черняховский, ну а 7 родились или жили когда-то в Воронеже: Даниил Куцыгин, Анна Скоробогатько и Валентин Куколкин входили в легендарное народное ополчение, а это непосредственно сама улица Народных ополченцев. Когда-то на этом доме висела табличка, которая рассказывала о героическом подвиге этого батальона, но теперь её нет.
Мемориальной доски нет, но память жива. Когда-то за эти холмы велись кровопролитные, тяжёлые бои. Более двухсот суток, с июля 42 года до полного освобождения города. Они вошли в историю, как образец величайшего мужества. До сих пор поклониться героизму советских солдат приходят и взрослые, и дети.
Всеобщая победа ковалась силами не только регулярной армии, но и «народных ополчений». Состояли эти формирования из людей, не подлежащих призыву и отправке на фронт. В их числе были учителя, рабочие, слесари, кочегары, токари, парикмахеры, сапожники. Они никогда не держали в руках оружия, им не полагалась военная форма, но их серьезно готовили: владение штыком, рукопашный бой, метание гранаты, азы уличных сражений. Некоторые уничтожали вражеских снайперов, кто-то охранял важные стратегические объекты. В боях за Чижовку участвовали 100 народных ополченцев
Владимир Размустов, историк, политолог, краевед, кандидат исторических наук:
– Они должны были через позиции 6-й дивизии, переправившись на правый берег, проникнуть в центр города и диверсионными действиями внести панику в тылу противника, помогая тем самым соединениям Красной армии освободить центр города. Воевали они лучше, потому что они с левого берега наблюдали, как горел их родной город.
В первую секунду первого боя на Чижовском плацдарме снайперской пулей был убит комиссар ополченцев Даниил Куцыгин. На его место встал дед историка Владимира Размустова, Иван Плотников. Он был ранен в обе ноги, но выжил.
Владимир Размустов, историк, политолог, краевед, кандидат исторических наук:
– Я всё время вспоминаю песню Высоцкого, она полностью подходит под Чижовский плацдарм, наконец-то нам дали приказ наступать, дед продвинулся на 800 метров и это уже успехом считало наше командование. «Кто-то встал в полный рост и словил пулю на вздохе» – так погиб Куцыгин, поэтому бои были здесь ожесточенные.
Кстати, единственная песня военных лет о боях за Воронеж – это как раз «Чижовка». Она была написана в дни сентябрьских сражений именитыми авторами Исааком Дунаевским и Яковом Шведовым.
В братской могиле на Чижовском плацдарме покоятся более 15 тыс. воинов, в том числе народные ополченцы. Их имена золотыми буквами выбиты на стене зала Памяти – есть там и имя Анны Скоробогатько. Как и другие, четверокурсница вступила в ряды истребительного отряда добровольно и попала в самое пекло.
Евгений Шендриков, научный сотрудник Военно-воздушной Академии им. Жуковского и Гагарина, кандидат исторических наук:
– Она прошла ускоренные курсы подготовки и была в наступательных боях санитаркой. 17 сентября в ходе наступления она получила смертельное ранение, но понимала, что любое промедление смерти подобно, поэтому приказала своим товарищам бежать дальше, не обращать на неё внимания, попросила перед смертью отомстить за неё. Воронежская область отдала фронту 500 тыс. человек, 300 тыс. не вернулись. И такой еще момент. По РСФСР было собрано более миллиона народного ополчения, 200 тыс. приходились на Воронежскую область, по центральному Черноземью мы занимали первое место по народному ополчению.
Дело в том, что народное ополчение создавалось обкомами ВКП(б), а истребительные батальоны – региональными управлениями НКВД. Ополченцы помогали Красной армии, а истребительные батальоны – охраняли тыл. Неоднократно отряд расформировывали и переименовывали, мирные жители уходили на фронт, но суть оставалась неизменна.
Этот отряд нельзя было потерять: перед ополченцами стояла задача восстанавливать Воронеж после его освобождения. Опираясь на труды местных историков, боям за родной город посвятил свои книги спасатель по профессии, внук фронтовика, тёзка знаменитого оружейника, писатель Михаил Калашников.
Михаил Калашников, член Союза писателей России:
– Мне всегда казалось, что об этих событиях недостаточно сказано, как в исторической, так и в художественной литературе, хотелось заполнить эту нишу и сказать о ней наиболее правдиво. Для меня 25 января 1943 года – второй день рождения города Воронежа. То есть у нас есть города, День города, который мы празднуем в сентябре, и есть такая дата – перерождения города, дата возобновления жизни городской, дата освобождения, для меня это священный праздник.
24 января 1943 года началась Воронежская-Касторненская наступательная операция, которую еще называют «Сталинград на Верхнем Дону». Это было начало коренного перелома в ходе всей Великой Отечественной. На следующий день после освобождения столицы Черноземья, в одной из газет напечатали: «Когда-нибудь об уличных боях в Воронеже будет написано много страниц. Город дрался за каждый квартал, квартал – за каждый дом». Сейчас эти страницы написаны. Главное, чтобы их читали.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.