Еда в поезде: что можно купить, заказать и взять с собой. И как правильно есть в поезде

Многие пассажиры часто не в курсе, что они могут не брать с собой бутерброды, яйца и курицу гриль, а заказать блюдо из ресторана, которое привезут прямо к вагону. Что есть билеты, где питание включено в стоимость. А пассажиры с верхних полок могут на законных правах завтракать, обедать и ужинать внизу, но в строго определенное время. Сегодня рассказываем все о правилах питания в поездах.
Взять еду с собой
Самое простое – взять с собой продукты и блюда в контейнерах или термосумках. К проводнику вы можете обратиться за бесплатными столовыми приборами и стаканами для напитков. Понятно, что кипяток в котле и горячая/холодная вода в кулере уже включены в стоимость проезда.
Микроволновая печь и холодильник, как правило, есть только в купе проводника. В фирменных поездах с большей вероятностью, чем в обычных пассажирских. Можно спросить проводника, на каких условиях этой бытовой техникой можно воспользоваться. Например, обычно греть еду в СВЧ-печи можно только в присутствии проводника и нельзя отправлять детей с контейнерами, так как они могут обжечься.
Кстати, в использовании холодильника вам могут и отказать, так как согласно нормам Роспотребнадзора в поездах брать на хранение можно только детское питание и лекарственные средства, которые необходимы для обеспечения безопасности пассажиров. А вот продукты питания в этот список не входят.
У проводников также можно докупить какие-то снэки: печенье, вафли, чипсы, «дошираки», пакетики с кофе или чаем и т.д. В новых поездах, в том числе и Москва-Воронеж, для этого поставили вендинговые автоматы. Понятно, что цены в них выше, чем в обычных.
Заказать питание вместе с билетом
Если вы приобрели билеты с включенным предоплаченным питанием, то сможете выбрать меню для завтрака, обеда или ужина. Доступны также «Вегетарианский» и «Детский» рационы. Для этого надо быть авторизованным на сайте РЖД: возможность приобретения предоплаченного питания указывается при онлайн-выборе вагона.
Питание обозначается буквой «У»: У0 — нет питания, У1 — один приём пищи и так далее.
Подробности — здесь.
Питание на заказ от РЖД и доставка к поезду
Если питание не включено в стоимость билета, то пассажир может заказать его отдельно. Предварительный заказ оформляется не позднее трёх дней до отправления поезда в кассе или на сайте РЖД. Также это питание можно заказать уже в поезде — у проводника.В зависимости от длительности поездки пассажиру могут предложить разные типы питания:
- полный пансион: завтрак, обед, ужин;
- полупансион: завтрак и ужин;
- только завтрак, обед либо ужин;
- отдельные блюда из меню.
Подробности — здесь.
Доставка еды к поезду
Пассажиры поездов дальнего следования могут заказать к своему вагону еду из городских ресторанов и кафе, подключённых к этому проекту РЖД. Такой сервис доступен как на станциях отправления, так и на транзитных.
ВАЖНО! Доставка может быть платной.
Подробности — здесь.
Питание по пути следования поезда
Пополнить запас провианта можно и во время длительных стоянок — как правило, в региональных центрах и иных больших городах: там на вокзалах работают специализированные кофейни. Можно купить кофе, чай и прохладительные напитки; заказать пиццу, сэндвич, хот-дог или десерт.
Список кофейных заведений в рамках проекта «Вокзалы России» — здесь.
А ещё опытные путешественники заранее выясняют, какие торговые точки: супермаркеты, пекарни и кулинарии находятся вблизи вокзалов и станций. И если поезд там стоит долго, то они спокойно выходят в город и покупают продукты и напитки без железнодорожных наценок.
Как и когда пассажиру верхней полки можно завтракать обедать и ужинать внизу
С 2023 года в российских поездах действует правило: пассажиры, купившие билет на нижние полки, должны предоставлять своим соседям с верхних полок место у столика для приёма пищи. Установлены и промежутки для этого: утром с 7:00 до 10:00 и вечером с 19:00 до 21:00 – не более 30 минут, а в обед (с 12:00 до 15:00) – не более одного часа.
Понятно, что эти промежутки нужны для ориентира, в остальном придется договариваться с соседями на месте.
Чем вагон-ресторан отличается от вагона-бистро
В поездах организовано несколько типов питания за пределами билетных мест пассажиров.
Вагоны-рестораны
Обычно они находятся в середине поезда: точный номер такого вагона подскажет проводник. Здесь имеется кухня, где повара готовят блюда из свежих продуктов и полуфабрикатов. Обычно пассажирам предлагаются первые и вторые блюда, напитки, десерты, салаты, закуски, снеки. Имеются детские, вегетарианские и постные блюда.
Вагоны-бистро
В вагонах-бистро только разогревают еду, готовят ее в цеху, потом помещают в контейнеры и доставляют к поезду. Пассажир может купить и поесть в зале вагона-бистро, или вернуться с едой на свое место. За исключением детских групп: их кормят только в вагоне-бистро.
Список поездов с вагонами-ресторанами и вагонами-бистро — здесь.
Купе-буфеты и вагоны-бары
Как правило, такие вагоны есть в скоростных и фирменных составах, например, «Сапсанах», «Ласточках», «Стрижах». Иногда они служат заменой вагонам-ресторанам, если ехать меньше суток, иногда – дополняют их. Здесь пассажирам предлагают готовые закуски, снеки, горячие и холодные напитки.
ВАЖНО! Главный минус всех передвижных заведений — солидные наценки. Кроме того, могут возникнуть сложности с безналичной оплатой из-за качества связи.
Употребление алкоголя в поезде
С одной стороны, употребление алкоголя в поезде запрещено и есть административная ответственность за распитие в общественных местах. С другой стороны, вагоны-рестораны и вагоны-бары считаются сервисом общепита, и там можно покупать и распивать спиртные напитки. При этом запрещены продажа навынос «своего» алкоголя и употребление пассажирами «чужого» — купленного в других местах.
И есть еще один нюанс: в поезде, как и в любом другом общественном месте, нельзя находиться в состоянии алкогольного опьянения. За это грозят штраф, снятие с рейса и даже арест на 15 суток. При этом расходы на покупку билета и провоз багажа не коммпенсируются.
Понятно, что на практике многие игнорируют этот запрет и в целом, если человек ведет себя прилично и уважает соседей, на это смотрят сквозь пальцы. Но в то же время запрет на алкоголь достаточно однозначный, чтобы не бояться вызвать проводника или сотрудника полиции, которые обязаны оградить вас от общества пьяных дебоширов.
ВАЖНО! Штраф, снятие с рейса и «15 суток» грозят не только шумным пассажирам с явными признаками опьянения, но и тем, от кого плохо пахнет, кто везет с собой копченную рыбу или другие экзотические продукты с сильным запахом. Причем, речь может идти и об одежде, и о сумках-пакетах, и о напитках с едой. Их могут на законных основаниях изъять и выписать штраф.
Питание в экстренных случаях задержки поезда
Если произошло какое-то ЧП и поезд долго стоит где-то в полях, то есть регламент, согласно которому пассажирам обязаны предоставить бесплатное питание.
Итак, в обычных поездах бесплатное питание предоставляется гражданам с 8:00 до 22:00 каждый пятый час, но не более трех-четырёх раз в сутки; в электропоездах «Сапсан» и «Аллегро» — круглосуточно.
Пассажирам типовых поездов ФПК стоит рассчитывать на сухпаёк: лапша или пюре быстрого приготовления, галеты, негазированная вода и дорожный набор (нож, вилка, салфетка).
В «Сапсанах» и «Аллегро» к этому рациону добавлены мясные (мясорастительные) консервы, паштеты и перец с солью.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.