Консультация юриста и защита онлайн-кабинета: как вернуть деньги за навязанные банками и МФО дополнительные услуги
Далеко не все заемщики готовы оплачивать банкам и микрофинансовым организациям (МФО) дополнительные услуги, особенно те, которые в сущности им не нужны. Однако некоторые кредиторы прибегают к ухищрениям и старательно навязывают различные опции доверчивым клиентам. Можно ли вернуть за них деньги и куда пожаловаться на договор с довеском – читайте в материале «TV Губернии».
Как навязывают платные услуги
Банки и МФО, как правило, навязывают различные допуслуги, и о том, что заемщик их оплатил, он иногда узнает уже после заключения договора. Например, некоторые ненужные опции могут быть отмечены галочками заранее, и клиент их замечает только при обнаружении переплаты за какую-нибудь «юридическую консультацию» или «защиту онлайн-кабинета».
«Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги, и он готов их приобрести вместе с кредитом. Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа», – говорит руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.
Нередко в банках пытаются взять плату за те услуги, которые должны быть предоставлены по умолчанию и бесплатно, например, за «поддержку оператора». В МФО по такому же пути могут навязать «консультирование» или «оформление документов». Подобную историю нам рассказал житель Воронежа Ярослав, который обратился в МФО за кредитом в конце 2021 года.
– Я оформил займ на 10 тысяч рублей, однако в личном кабинете на сайте заметил, что долг без учёта процентов составляет 12 тысяч. Как выяснилось, они сразу списали с меня 2 тысячи за оформление договора и «юридические консультации», – пожаловался Ярослав.
Другому клиенту – Кириллу – менеджеры МФО предложили за дополнительную плату разослать информацию о займе сразу в несколько бюро кредитных историй (БКИ).
– В МФО уверяли, что это улучшит мою кредитную историю, и в банках потом будут охотнее предоставлять мне кредит. В итоге я заплатил за эту услугу лишнюю тысячу рублей, – рассказал редакции Кирилл.
Потом он узнал, что эта услуга никак не улучшает кредитную историю, более того, достаточно отправления информации в одно бюро, что и так обязаны бесплатно делать все МФО.
«Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, – как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой «корзиной» услуг впридачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет. Формально он сам на всё это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание тут очень сложно. Теперь ситуация меняется – не нужно никому ничего доказывать, можно просто без объяснения причин сдать всю эту навязанную «корзинку» обратно и вернуть деньги. Однако это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть ещё до первого платежа. И если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом где-нибудь на 30-й странице, сделайте это как можно скорее», – советует руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.
Как банки скрывают переплаты за допуслуги
Иногда заёмщик узнает о дополнительной услуге, осуществляя первый платёж по кредиту. Это происходит, потому что банки и МФО не всегда включают их в полную стоимость кредита (ПСК), которая четко отображена на первой странице договора, и доплаты могут скрываться на последних страницах договора.
Для исправления ситуации в конце декабря 2021 года в Госдуму внесли законопроект, по которому в ПСК должны учитываться любые платежи заемщика в пользу кредитора и третьих лиц: то есть заемщик сразу узнает финальную сумму без будущих сюрпризов. Кредитор, предлагающий заемщику дополнительные услуги, будет обязан также предложить альтернативный вариант кредита без этих услуг, с расчетом по нему ПСК и информированием заемщика о размере этой ПСК.
Как вернуть деньги, если дополнительную услугу уже навязали
Следует обратиться к компании, услуга которой была оплачена вместе с кредитом или займом, с заявлением о возврате. Контакты компании – юрлица, сотрудничающего с МФО или банком – должны быть указаны в договоре. Кроме того, заявление о возврате можно отправить заказным письмом по адресу регистрации компании. По закону, она должна перечислить деньги клиенту за вычетом стоимости фактически оказанных услуг в течение 7 рабочих дней.
Если же компания уклоняется от этой обязанности, то по истечении 30 дней заявление можно подать в банк или МФО. Однако сделать это можно не позже 180 дней с момента обращения к компании. В течение тех же 7 рабочих дней банку или МФО предстоит вернуть клиенту деньги.
Куда пожаловаться, если кредитор пытается навязать услуги
Жалобу на предустановленные за вас галочки (если вы вдруг их обнаружили) следует отправлять в Банк России, через интернет-приемную (https://www.cbr.ru/reception/), приложив к ней фото договора на кредит или займ.
Так же следует поступить, если в банке или МФО отказываются вернуть деньги за дополнительную услугу, не имея на то оснований. Кроме того, к жалобе в интернет-приемную Банка России желательно прикрепить договор и переписку с кредитором. Специалисты Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг проверят эту информацию и проведут необходимую работу с кредитором. По её итогам кредитора могут наказать.
«Мы будем внимательно следить за тем, как банки и МФО соблюдают эти новые правила, чтобы создать надёжную защиту потребителя от навязанных продаж», – подчеркнул Михаил Мамута.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.