Воронеж ясно +19°
USD
92.01
EUR
98.72
Предложить новость
Прямой эфир

Останки бойцов Великой Отечественной войны перезахоронили в Воронежской области

20:22 11.08.2021
8 мин
0
1997

Знать и помнить. На Сторожевском плацдарме перезахоронили останки 22 красноармейцев, погибших в Великую Отечественную войну. Их обнаружили в ходе «Вахты памяти» бойцы полутора десятков поисковых отрядов. Раскопки вели вокруг сёл 1-е Сторожевое, Урыв, Коротояк Острогожского района, а также села Селявное Лискинского. Именно здесь с августа 1942-го по январь 1943-го велись наиболее ожесточенные бои. Отсюда началось освобождение Воронежской области от фашистских захватчиков. С какими почестями хоронили героев Красной Армии, увидели наши корреспонденты.

В руках — гвоздики, на могилах — ржавые каски с дырами от пуль. Рядом — закрытые гробы, обтянутые алой тканью. В них останки 22 бойцов, найденных в ходе нынешней «Вахты памяти». Подобные раскопки ведутся уже 10 лет. Иногда вместе с костями удается поднять и личные вещи советских солдат. В этом году поисковикам повезло: откопали орден Красной Звезды. По нему установили владельца — Николая Курьянова. И тут всплыла и вовсе фантастическая история. Оказалось, что герой не просто выжил в боях на Сторожевском плацдарме, но и вернулся домой после войны.

Сергей Курьянов, сын кавалера ордена Красной Звезды Н.Курьянова (с. Ростоши, Эртильский район):

— Орден принадлежит моему папе, папин год рождения — 1914-й. Где он был затерян, как они его нашли? Факт в том, что передали сыну и внучке, правнучке, она теперь правнучка. Отец — танкист, отец — офицер, это понятное дело. И внуки, и правнуки все будут знать, какой у них был дед и прадед. Очень много прослужил, очень много крови пролил, весь пришел в осколках. Все пойдет от меня к сыну, от сына к сыну и так далее, и пока-пока-пока.

Рядом стоят поисковики. Те, кто год за годом отдыху на море или на даче предпочитают изнурительный труд. Многие приезжают семьями, чтобы в течение 2 недель жить в палатках, с минимумом удобств, и копать от рассвета до заката. Под палящим солнцем это особенно тяжело, так что тепловые удары тут не редкость.

Максим Емков и Павел Дворников, участники «Вахты памяти»:

— К сожалению, многие почему-то считают, что, мол пролежали останки 70 лет, и они так и должны остаться в земле, на поле. Ну, вы сами понимаете, все прекрасно, что люди находятся на глубине двух штыков, ну, полтора-два штыка. Назвонили, тоже думали — воронка, начали копать, и пошли кости. Потом уже, соответственно, все доставали их, как это сказать, по-профессиональному. То есть обкапывали, все это как правильно делается, так мы и зачищали, да. Все это и делали. — Мне кажется, самое стоящее — это именно бойцы, которых находим на самом деле. Потому что железки — железками, а здесь как бы живая история получается, по сути дела.

Поисковики на Сторожевской плацдарм съезжаются со всей области. Из Острогожска, Нововоронежа, самой столицы Черноземья. Плюс москвичи. Всего больше полутора десятков отрядов. Все работают на общественных началах. Иногда к ним присоединяются такие же энтузиасты из Австрии и Венгрии. Потомки бывших врагов работают вместе.

Александр Бубукин, участник поискового отряда «Дружина» (г. Воронеж):

— В отряде не так уж и много — около 50 человек. Занимаемся — разные направления. Есть ребята, которые любят именно заниматься в поле, именно искать бойцов. Есть те, которые смотрят архивы, помогают уже обрабатывать то, что найдено. В основном, это личные вещи: котелки, противогазы, элементы оружия, но это очень редко, все уже в крайне ветхом состоянии. И если повезет, они окажутся подписаны, и по инициалам можно будет восстановить фамилии и принадлежность боца той или иной воинской части.

Павел Золотарев, председатель общественной комиссии по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, руководитель поискового отряда «Дон» (г. Москва):

— А главная наша цель — донести до молодого поколения ту память, которую мы стараемся сохранить. Чтобы не просто посредством того, когда они общаются, приезжают семьями, работают… И когда они непосредственно соприкасаются с артефактами, с останками

солдат, они ближе это все воспринимают, через них это все проходит, и их не надо воспитывать в патриотизме.

Раскопки — дело далеко не безопасное. Часто в земле попадаются мины, гранаты, а кое-где даже авиабомбы. Так что сапёры дорогу сюда знают хорошо. Время от времени приезжают и представители районной администрации.

Виктор Пахмелкин, заместитель главы администрации Острогожского муниципального района по развитию сельских территорий и аграрной политике:

— Стараемся решать те вопросы, которые возникают у поисковиков в плане обеспечения досуга какого-то в период отдыха, комфортного времяпребывания, питания. Продуктами питания снабжаем, помогаем. Где-то организуем места для ночлегов, если погодные условия не позволяют, смотря в зависимости от периода времени года. У нас есть центральный музей в городе Острогожске, музей Крамского, который хранит и приумножает эти экспонаты.

«Вахта памяти» завершается отпеванием погибших. Потом — традиционный ритуал поисковиков. Они окружают каждое новое захоронение и кладут руки на холм. Это называется «греть могилу». Объясняют: через ладони они пытаются передать свое тепло тем, кто спит в земле и уже никогда не проснется.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,26322412490845