Воронеж ясно +18°
USD
92.13
EUR
98.71
Предложить новость
Прямой эфир

Конкурс «Великие имена России» окончательно завершён

14:43 24.12.2018
12 мин
0
2395
Бывший конкурент воронежского аэропорта получил имя писателя, игромана и политкаторжанина

23 декабря завершился второй тур многострадального финального голосования в общенациональном конкурсе «Великие имена России». Напомним: цель этого проекта состлояла в том, чтобы путем народного голосования определить наших выдающихся земляков и соотечественников, чьи имена должны быть присвоены 47 самым крупным воздушным гаваням страны (включая, разумеется, и воронежскую).

По замыслу инициаторов и организаторов конкурса (Общественной палаты РФ, Российского исторического общества, Общества русской словесности, Русского географического общества и Российского военно-исторического общества), знаменитые деятели прошлого и наши современники, увековеченные в названиях аэропортов, смогут стать важной составляющей туристических брендов отдельных регионов и основой культурных концепций оформления пассажирских терминалов.

Конкурс стартовал 11 октября. Сначала в регионах, где находятся аэропорты-участники, под эгидой здешних общественных палат были сформированы первичные списки имён-претендентов. В частности, воронежскими кандидатами стали царь-реформатор Пётр I Великий; учёный и космонавт Константин Феоктистов; поэт, писатель и переводчик Иван Бунин; писатель Андрей Платонов; живописец Иван Крамской; поэт Алексей Кольцов; поэт, писатель и переводчик Самуил Маршак; оружейный конструктор Сергей Мосин; геолог и почвовед Василий Докучаев; музыкант и основатель народного хора Митрофан Пятницкий.

Затем на сайте проекта (великиеимена.рф) прошло голосование, по итогам которого были сформированы лонг-листы для каждой гавани. Потом настал черёд социологических исследований: сотрудники Всероссийского центра изучения общественного мнения опрашивали по телефону жителей регионов, вошедших в проект: какие имена из местных лонг-листов (не больше трёх) им наиболее симпатичны? После обработки всех ответов были сформированы шорт-листы имён-претендентов. Тройка лидеров у воронежского аэропорта оказалась такой: поэт Алексей Кольцов, царь Пётр I Великий и космонавт Константин Феоктистов.

Наконец, с 12 по 30 ноября прошло финальное голосование (точнее, его 1-й тур — как выяснилось впоследствии). За всех кандидатов из шорт-листа международного аэропорта Воронежа было отдано 144 088 голосов. 18,6% из них получил Алексей Кольцов, 22,3% — Константин Феоктистов и 59,1% — Пётр I Великий.

Параллельно на это же «царское название» претендовали международные аэропорты Астрахани и Санкт-Петербурга. Однако в голосовании за воздушную гавань Нижнего Поволжья Петра поддержали 12 937 человек из 74 436 (17,4 %), и этот результат стал лишь третьим из четырёх. Что касается «Пулково» в северной столице, то там самодержец тоже одержал победу (62 382 голоса из 131 445), однако в процентном соотношении (47,5) его показатель оказался хуже, чем в Воронеже. Таким образом, право носить имя царя-реформатора завоевала воздушная гавань в Чертовицком!

А вот питерскому «Пулково» пришлось пройти второй тур голосования. В обновлённый шорт-лист были включены святой полководец Александр Невский, писатель с нелёгкой судьбой (тут и каторга, и ссылка, и разорительное увлечение игрой в рулетку…) Фёдор Достоевский и популярный советский композитор Дмитрий Шостакович. С 10 по 23 декабря за любое из этих имён мог проголосовать любой житель России. При этом сохранялись как сам принцип выборов («один голос — один аэропорт — одно имя»), так и способы волеизъявления (на сайте проекта, в соцсетях, по телефонной «горячей линии» и путём заполнения анкеты).

Суммарно за всех трёх «питерских» претендентов было подано 320 682 голоса. Шостаковичу из них досталось 22,4%, Невскому — 37,5%, а победителю Фёдору Михайловичу — 40,1%.

***

Также через второй тур прошли ещё четыре воздушных гавани. По итогам голосования международному аэропорту Архангельска должно быть присвоено имя писателя Фёдора Абрамова (за него отдано 63% голосов); международный аэропорт Нижневартовска будет назван в честь нефтяника Виктора Муравленко (58%); столичному «Внуково» выпало великое имя авиаконструктора Андрея Туполева (48%), а международный аэропорт Пензы удостоился имени литературного критика и публициста Виссариона Белинского (46%).

Надо полагать, что воронежцам должны быть особенно приятны два последних результата.

Как-никак, производство самолетов конструкции Туполева на Воронежском авиационном заводе началось ещё в 30-е годы прошлого века! А в 1972 г. Андрей Николаевич прибыл в Воронеж, чтобы участвовать в переговорах с кубинской правительственной делегацией во главе с Фиделем Кастро. Туполев рассказывал визитёрам о лайнерах, выпускавшихся на местном авиапредприятии.

Что же касается Белинского, то он, как известно, дружил с воронежским поэтом Алексеем Кольцовым (их знакомство состоялось в мае 1831 г.), вёл с ним длительную переписку и в целом сыграл большую роль в творческой судьбе нашего знаменитого земляка. В мае 1837 г. Виссарион Григорьевич побывал в Воронеже проездом, направляясь на Кавказские минеральные воды. Здесь он встретил своего московского знакомого — актёра Михаила Щепкина и посмотрел спектакль с его участием. А в июне 1846-го Белинский, совершая вместе со Щепкиным поездку в Крым, задержался в Воронеже на целую неделю. Дело в том, что здесь в драгунском полку служил сын Щепкина — Николай, в будущем известный книгоиздатель. Кстати, во время этого визита Белинский побывал на могиле Кольцова.

***

В целом по стране во втором туре финального голосования участвовали 690,2 тыс. человек. В первом туре, напомним, были учтены более 5,5 млн. голосов. На этом основании организаторы конкурса уже поспешили заявить: «6,2 млн. человек приняли участие в выдвижении имен и финальном голосовании по выбору победителей». Однако механическое сложение голосов вряд ли будет правильным: логично предположить, что во втором туре вновь проголосовали, прежде всего, изначальные приверженцы проекта…

…Итак, определены 46 имен, которые должны быть присвоены аэропортам в 39 регионах страны. В список победителей вошли 14 представителей культуры, 9 ученых и инженеров, 7 летчиков и космонавтов, 7 государственных и общественных деятелей, 6 первооткрывателей и исследователей, 3 полководца и военных героя.

Увы, остался без имени аэропорт Горно-Алтайска. Весь первый тур шла острая борьба между сторонниками двух участников шорт-листа этой воздушной гавани в Республике Алтай. В итоге практически одинаковый результат (разница — чуть больше тысячи голосов или меньше одного процента) показали «общероссийский» художник Николай Рерих и его «местный» коллега по творчеству Григорий Чорос-Гуркин. Формально победил Рерих. Однако алтайская Общественная палата заявила о некорректности такого исхода: мол, все жители республики голосовали «за своего культурного деятеля», а Николай Константинович выиграл благодаря «голосам россиян из других регионов».

После этого секретарь всероссийской Общественной палаты Валерий Фадеев признал необходимым провести дополнительные экспертные консультации: чтобы «никого не обидеть и не создать почву для поляризации общества». В конце концов, было принято следующее решение: «в связи с неоднозначной реакцией жителей Республики Алтай на итоги конкурса, создающей угрозу общественно-политической стабильности в регионе, признано целесообразным вывести аэропорт Горно-Алтайска из проекта с возможностью проведения нового голосования по выбору имени в 2019 году».

Такой результат не мог не огорчить часть жителей нашего региона. Ведь в Воронежской области сейчас живут прямые потомки Чорос-Гуркина — правнук Виктор Михайлович, правнук Владимир Михайлович и его дочь Кристина. А что самое интересное — праправнучка Григория Ивановича работает не где-нибудь, а на нашем телеканале «TV Губерния»…

***

Добавим, что на ближайшее время в Общественной палате РФ запланирована встреча организаторов проекта «Великие имена России» с собственниками и топ-менеджерами 46 «донаименованных» аэропортов. На ней будут обсуждаться практические аспекты интеграции имён-победителей в общественное пространство аэропортов (оформление специальных экспозиционных зон и т. д.). Как один из вариантов обсуждается возможное объявление конкурса дизайнерских проектов для соответствующего оформления воздушных гаваней.

По мнению Валерия Фадеева, к обсуждению всех идей и концепций должны быть подключены представители научного, исторического и музейного сообществ, эксперты и широкая общественность. «Задачей Общественной палаты в этом процессе является обеспечение всестороннего диалога: мы должны максимально учесть пожелания людей, чтобы оформление аэропортов проходило при участии широкой общественности, — отметил он. — Процесс должен быть таким же открытым, как и выбор имен, а сам проект, целью которого является сохранение исторической памяти, должен стать частью общественного пространства, культурной среды россиян».

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,23153495788574