Воронеж ясно +8°
USD
84.38
EUR
93.16
Предложить новость
Прямой эфир
19:08 12.04.2023
19 мин
0
1421

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Военный лётчик Александр Скворцов: «В космонавты меня посвящал Юрий Гагарин»

19:08 12.04.2023
19 мин
0
1421
Слушатель третьего набора космонавтов рассказал, почему так и не побывал в космосе, и как старший сын воплотил в жизнь мечту отца
Фото: Виталий Гаркуша; из архива Александр Сковрцова

В редакцию «Коммуны» подполковник в отставке Александр Скворцов пришёл не с пустыми руками. В кейсе — юношеские фотографии, вырезки из газет и журналов. Достаточно взглянуть на них, чтобы понять, насколько значима для него космическая тема. Со многими отечественными космонавтами Александр Александрович был знаком лично, да и сам Юрий Гагарин сыграл в судьбе воронежца не последнюю роль. Правда, обстоятельства помешали нашему гостю самому отправиться в космический полёт. Но за него это трижды сделал его сын, Герой России Александр Скворцов.

Родившись в Тамбове июне 1942-го, Александр Скворцов-старший и подумать не мог, что станет военным лётчиком, слушателем третьего набора космонавтов. В те военные годы большая семья Скворцовых (наш гость был четвёртым ребёнком в семье) жила возвращением с фронта отца, который воевал в корпусе легендарного генерала Доватора. Радовались каждой весточке, каждому письму. Когда Александр Алексеевич вернулся с войны, семья переехала в село Садовое Аннинского района, а там вскоре и в Воронеж перебрались.

– В 1959 году я окончил школу № 46 в Воронеже, – начинает рассказ Александр Александрович. – Вместе с двумя друзьями договорились поступать на геологический факультет ВГУ. Но в назначенный день один из товарищей не явился на вступительный экзамен из-за смерти отца. Из солидарности мы все отказались от планов стать геологами. Эта первая из череды случайностей круто изменила жизнь Александра. Вместо учёбы друзья пошли работать слесарями на радиозавод, который располагался на улице 9 Января. Здесь ребята познакомились с парнем, который
занимался в аэроклубе. Он и заразил романтикой неба. Но медицинскую комиссию прошёл только Александр Скворцов.

– Летал на самолёте Як-18. После аэроклуба поступил в Армавирское высшее военное училище лётчиков ПВО. После окончания меня распределили в истребительный авиационный полк, который дислоцировался в посёлке Килп-Явр под Мурманском, – продолжает Скворцов-старший.– В конце мая 1965 года нас, пятерых молодых лётчиков, вызвали к командиру полка и предложили пройти медкомиссию на пригодность для полётов на новой технике. Что за техника, никто не говорил. Наш полковой врач посоветовал моим товарищам не испытывать судьбу, а вот мне дал добро. И в августе я убыл в Москву.

Позже наш герой узнает – именно конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв настоял на том, чтобы кандидатами для испытания новой лётной техники – будущих космических кораблей – стали военные лётчики.

Третий набор в отряд Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС стал самым большим по числу зачисленных. Через комиссию прошло 1500 человек, на обследование в военный госпиталь направили около 600 кандидатов, а признали годными по состоянию здоровья только 64 человека. В октябре 1965 года состоялось второе заседание комиссии.

– На этот раз в списке было только 12 фамилий, в том числе и моя, – рассказывает Александр Скворцов. – Тогда я впервые вживую увидел первого космонавта планеты
Юрия Гагарина – он сидел за отдельным столом вместе с лётчиком-космонавтом
Павлом Беляевым. Председательствовал на заседании генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Николай Каманин. Мне задали несколько вопросов, в том числе,
чем занимаюсь в свободное время. Признался, что его у меня практически не было, поскольку сдавал экзамены на присвоение мне квалификации лётчика I класса, переучивался пилотировать самолёт Су-9. Когда же сказал, что собираюсь жениться, участники комиссии оживились и попросили рассказать о моей избраннице. Смущаясь, доложил, что она студентка 3-го курса Ленинградского университета, а до этого окончила педучилище. После этих слов Юрий Алексеевич обратился к сидящему за столом полковнику: «Вот тебе и заведующая детским садом!». Так с благословения Гагарина моя Нина, с которой мы расписались в ноябре 1965 года, и стала первой заведующей детским садом в Звёздном городке. А в мае 66-го у нас родился сын
Александр.

В первом, гагаринском, наборе было двое воронежцев: Иван Аникеев и Анатолий Карташов. Во втором тоже двое: Александр Матинченко и Анатолий Филипченко. В третий набор наряду с Александром Скворцовым-старшим попал Владимир Дегтярёв. А вот наш земляк Константин Феоктистов стал космонавтом по особому распоряжению Сергея Королёва. Тот включил воронежца как учёного в состав космического экипажа Владимира Комарова и Бориса Егорова.

Гагарин в костюме Нептуна

Через пять дней главком ВВС подписал приказ о зачислении в ЦПК 22 новых слушателей-космонавтов, среди которых был и Скворцов-старший. Вскоре они приступили к общекосмической подготовке в Звёздном городке. Готовили их по про-
грамме полёта на Луну и освоения ближнего космоса.

– 11 января 1966 года отмечали день части. Юрий Алексеевич Гагарин организовал театральное представление – посвящение в космонавты, – вспоминает наш собеседник. – К бассейну на служебной территории Звёздного городка пригласили наших жён и детей. Сам Гагарин в костюме космического Нептуна с верными помощниками Алексеем Леоновым и Борисом Волыновым подводили нас к воде и задавали вопросы. Меня спросили:

– Откуда ты прибыл, чтобы преодолевать земное притяжение?

– Прилетел с Заполярного круга, со славного аэродрома Килп-Явр, – бодро ответил я.

– Знакомо мне это место, – заверил Нептун-космонавт. – А сколько длится на Севере зима, а сколько – лето?

– Двенадцать месяцев зима, остальное лето!

– Значит, он кроме снега и льда ничего не видел? – обратился Гагарин к помощникам.

– Так пусть знает, что на свете есть ещё и вода!–с готовностью подхватили намёк Леонов и Волынов. Через мгновение я уже оказался в бассейне.

Отчислен по состоянию здоровья

К сожалению, в успешно начавшуюся карьеру Скворцова неожиданно вмешалась болезнь. Врачи обнаружили у него отклонения в составе крови, и он был временно отстранён от подготовки. До ноября 1967 года Александр Александрович проходил обследования, а через год старший лейтенант Скворцов был отчислен из отряда по состоянию здоровья.

Но свой след в истории он оставил – во время полёта Владимира Комарова на корабле «Союз-1» был оператором связи на пункте управления в районе города Алма-Аты.

– На лётной работе могли также поставить крест, – признаётся Александр Александрович. – Помог Юрий Гагарин. Он позвонил главному хирургу Министерства обороны СССР Александру Вишневскому. И тот, после того, как ознакомился с историей болезни, взял на себя ответственность о допуске к полётам без ограничений. Мне предложили вернуться в Заполярье. Но в ситуацию вновь вмешался Гагарин: «Вы неправильно подошли к направлению нашего товарища для дальнейшего прохождения службы, – сказал он кадровику при встрече. – Отправьте Скворцова туда, куда он сам захочет!». Юрий Алексеевич был тогда в зените славы, спорить с ним никто бы не рискнул. И меня направили в город Моршанск Тамбовской области, где я продолжил службу в истребительном авиационном полку.

Там же у Скворцовых родился и младший сын, которого назвали Юрой в честь Гагарина. В октябре 1987 года Александр Скворцов-старший был уволен в запас, после чего работал в области науки и образования, читал лекции, публиковался
в научных сборниках вузов.

Сын своего отца

Не довелось нашему герою увидеть Землю из космоса, но, к счастью, его знания и стремления не пропали даром. Оба сына стали военными лётчиками, а Александр к тому же смог в полную силу реализовать мечту своего отца – трижды побывал в космосе.

– Саша отлично учился, после школы поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов. Служил в Тульской области. В 1997 году окончил авиационный факультет Военной академии ПВО им. маршала Жукова, – рассказывает Александр Скворцов-старший. – В июне того же года его зачислили в отряд космонавтов кандидатом в космонавты-испытатели. Ждать своего звёздного часа ему пришлось 13 лет! Когда запустили Международную космическую станцию, американцы установили, что работать там должны лишь космонавты, имеющие опыт полётов. Позже руководство России смогло добиться изменения условий, и в 2010 году сын впервые побывал в космосе. После этого было ещё два полёта – в 2014 и 2019 годах. А в прошлом году, во время визита Владимира Путина на космодром Восточный, Саша попросил Президента России передать командующему специальной операцией на Украине Знамя Победы, побывавшее на орбите в марте 2014 года.

29 апреля 2022 года полковник Александр Скворцов завершил свою деятельность в отряде космонавтов Роскосмоса. В ЦПК он проработал почти 25 лет, заслужил множество наград, в том числе и звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда», а также почётное звание «Лётчик-космонавт РФ».

Вы празднуете День космонавтики?

Да, всегда
Да, иногда
Очень редко
Никогда
Проголосовало 7 человек
Валерий КАЗАНОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.58824801445007