Воронеж ясно +8°
USD
81.14
EUR
92.22
Предложить новость
Прямой эфир
16:47 29.03.2023
11 мин
0
2398

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Воронежская школьница с феноменальной памятью за год освоила программу трёх классов

16:47 29.03.2023
11 мин
0
2398
Фото: Виталий ГАРКУША

12-летняя Ника Грибанова тренирует память со второго класса. Сегодня девочка может запомнить впечатляющие ряды цифр и самые труднопроизносимые слова. Без запинки она произносит, например, название холма в Новой Зеландии: Тауматафакатангихангакоауауотаматеатурипукакапикимаунгахоронукупокаифенуакитанатаху. При этом Ника считает, что развитие памяти – не самоцель, а всего лишь способ больше узнать и лучше учиться. Корреспондент «TV Губернии» лично убедился в феноменальных способностях школьницы.

Почти цирковой номер

Прежде, чем начать разговор с Никой, мы попросили девочку продемонстрировать возможности памяти. На листе бумаги пишем два десятка двузначных чисел. Произвольных, в случайном порядке – 97, 45, 23… С интонациями учителя на диктанте их зачитываем. После каждого Ника что-то мгновенно обдумывает и кивает – дальше. Чтение закончилось. Минутная пауза, и в той же последовательности все числа возвращаются к нам обратно. С трудом удерживаемся от желания оглянуться: нет ли за спиной зеркала. Зеркала, конечно же, нет.

Эффектный номер – не фокус. Ника охотно раскрывает секрет «трюка». В момент запоминания происходит кодировка цифр в образы.

– У меня на каждое двузначное число есть свой образ, созвучный с начальными буквами цифр. Например, 97 – девять и семь – доска, 45 – четыре и пять – чепчик. Запоминаю эти образы и мысленно строю из них что-то вроде мультика. А когда вспоминаю, превращаю образы обратно в числа. Если я таким способом запоминаю что-то важное, завтра надо ещё раз «просмотреть мультик», а потом ещё несколько раз через определённое время, в зависимости от сложности информации. Иначе воспоминание сотрётся. На первый взгляд, эта система кажется сложной, но Ника справляется с заданием легко, как будто играет в хорошо знакомую игру. А правилам «игры» научил девочку её папа, Александр Грибанов.

Из теории в практику

Александр Грибанов заинтересовался возможностями мозга запоминать и хранить информацию уже в зрелом возрасте. Окончить школу с медалью и вуз с красным дипломом ему помогло прилежание, а вот прекрасной памятью похвастаться в то время он не мог.

– Я с трудом запоминал длинные числа, хотя и обожал математику,– вспоминает Александр. – Получив диплом экономиста, ушёл в науку. Защитил кандидатскую и 17 лет преподавал в своём вузе. Когда готовил материал для докторской диссертации, заметил, что мне не хватает ресурсов памяти. Начал искать способы удерживать в голове больше информации и заинтересовался мнемотехникой – искусством запоминания.

Работа в вузе, по словам Александра, становилась год от года монотоннее– от преподавателя требовали заполнения множества бумаг. Возможностей для саморазвития не было. А мнемотехника оказалась настолько увлекательна, что учёный ушёл из вуза и открыл образовательный центр для школьников. Но лучшей ученицей Александра Грибанова оказалась старшая дочь.

Когда Ника училась во втором классе, отец показал ей некоторые простейшие приёмы запоминания. К уроку требовалось усвоить, что всегда твёрдыми в русском языке являются согласные звуки Ж, Ш, Ц. Чтобы запомнить правило, Александр посоветовал девочке подобрать слова, которые начинаются на эти буквы: Жёлтый, Шар, Цыплёнок. Далее нужно было придумать с ними короткую интересную историю. Подобным способом, с помощью ассоциаций, Ника в начальной школе выучила страны Европы и Азии со столицами. Не потому, что эти знания важны сами по себе, а для того, чтобы выработать и закрепить навык. Постепенно скорость запоминания возросла в разы, сократилось время на выполнение домашних заданий. Правда, воспользоваться этим преимуществом на уроках оказалось невозможно…

На семейном обучении

Учитель обязан донести знания до каждого ученика в классе, и в школе действует принцип «зачёт по последнему». Тот, кто уже выполнил задание раньше времени, начинает скучать. Заняться чем-то посторонним, пока другие работают,– нарушение дисциплины. Чтобы сохранить у дочери интерес к учёбе, Александр решил перевести Нику на семейное обучение.

С четвёртого класса Ника учится дома. В прошлом году она освоила программу сразу трёх классов – с 5-го по 7-й. В этом году учится в 8-м. Программа в нём оказалась сложной, и родители решили не перегружать ребёнка ещё одним переходом через класс.

– У меня нет цели сделать Нику вундеркиндом и круглой отличницей, – рассказывает Александр. – Не надо становиться многостаночником. Если, допустим, информатика не вызывает интереса, достаточно знать предмет на среднем уровне.

Сегодня у Ники лучше всего идут гуманитарные предметы, но при этом она с увлечением решает задачи по математике. Единственный предмет, по которому приходится заниматься с репетитором, – английский. Навыки мнемотехники позволяют легко запоминать иностранные слова, но знание многих слов – это ещё не знание языка.

В день на все уроки у Ники уходит не больше 4 часов. В свободное время девочка гуляет, играет с младшей сестрой, ходит в танцевальный кружок и в театральную студию. Очень любит готовить и печь вместе с мамой тортики. Но главное увлечение – чтение.

– Я люблю фантастику и приключения, особенно Жюль Верна и Дюма, – перечисляет Ника,– одна из моих любимых книг – «Три мушкетёра». В последнее время перешла на русскую классику. Сейчас читаю «Войну и мир». Если произведение интересное, я могу прочитать 100–200 страниц в день, и приходится себя ограничивать, чтобы книга подольше не заканчивалась.

Испытание знаний

Семейное обучение позволяет высвободить время для развития и отдыха ребёнка. Но полученные знания приходится подтверждать в конце года, сдавая экзамены по всем предметам. Обычный школьник за всю учёбу сталкивается с экзаменами только в 9 и 11-м классах. Предметов ему предстоит сдать всего несколько, типы заданий хорошо известны. Нике годовые оценки достаются труднее, чем ЕГЭ.

– Все экзамены проходят по-разному,–сожалеет девочка,– и я до последнего дня не знаю, чего ждать. Бывает, что мне дают заполнить тест, иногда опрашивают устно. Самый сложный экзамен пришлось выдержать по физике – надо было выполнить больше 20 заданий. Заранее с билетами не знакомят, и приходится держать в памяти весь годовой курс.

Впрочем, с любыми «испытаниями на прочность» от педагогов Ника справляется успешно. Александр Грибанов считает, что дочь не только усвоила его уроки, но и во многом превзошла учителя. Однако при этом он думает, что навыками мнемотехники может овладеть почти каждый человек средних способностей.

– Очень сложно обучить того, кто «подсел» на интернет,– уверен Александр. – Если человек привык получать любую информацию из телефона по первому клику, у него нет мотивации овладевать знаниями.

Другое важное условие – развитое воображение и богатый словарный запас, чтобы придумывать запоминающиеся ассоциации. Поэтому человеку, который стремится овладеть мнемотехникой, необходимо быть начитанным. Без чтения книг самая действенная и отработанная методика развития памяти может оказаться бесполезной.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.56939888000488