Ещё не так давно авиамоделирование было популярным хобби среди молодёжи и взрослых. В СССР работали клубы, которые активно развивались – их участники создавали самолёты, планеры, вертолёты и другие модели, применяя передовые технологии и материалы. А ещё активно демонстрировали свои умения широкой публике на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. В целом советский авиамоделизм имел большое значение для развития технического мышления и творческих способностей у людей. Сегодня ситуация изменилась.
По решению Минпросвещения РФ, с 1 сентября в учебную программу российских школ войдёт предмет труд. Он будет состоять из пяти обязательных и трёх вариативных модулей. Причём каждый регион в зависимости от своих социально-экономических потребностей может разработать дополнительные модули, включив туда, например, «авиамоделирование». Почему именно такое предложение поступило от чиновников? Возможно, потому, что одним из ключевых аспектов авиамоделизма является его влияние на профориентацию детей. Многие из них в дальнейшем выбирают технические и инженерные специальности, вдохновляясь на более глубокое изучение науки и техники.
«Нас не слышат»
Алексей Струков, член Правления реготделения Федерации авиамодельного спорта России, занимается авиамоделизмом с 9 лет. И нынешняя ситуация с этим видом спорта особого энтузиазма у него не вызывает.
– Авиамоделизм – это технический вид спорта, который требует определённых финансовых вложений, условий и ресурсов: оборудования, станков, инструментов. Кроме того, это творчество оставляет после себя пыль, стружки, опилки, неприятный запах, мусор – мало кому из руководителей образовательных учреждений это нравится. Может, поэтому директора школ не особо стремятся популяризировать авиамоделизм среди учеников, – рассуждает Алексей Струков.
По его словам, в Воронежской области сегодня – около 15 работающих авиамодельных секций. Для крупного региона – это немного. Но большинство ребят даже не догадываются о существовании такой активности. Раньше опытные авиамоделисты могли прийти в любой парк или на школьный стадион, запустить модель и часами рассказывать любопытным детишкам-зевакам о её технических и лётных характеристиках. Некоторые из таких зевак потом записывались в секции. Сегодня двери школ заперты, небо над регионом закрыто – в прямом и переносном смысле. А если дети никогда не видели модель в небе, как они могут захотеть её создать и ею управлять?
– Мы не раз предлагали городским властям выделить нам какую-то площадку для запуска моделей. Например, включить в проект Набережной кордодром либо организовать любое другое открытое пространство, где могли бы собираться взрослые и дети и знакомиться с миром авиамоделизма. Но пока нас не слышат, – говорит Алексей Струков.
Спустились с небес на землю
В условиях ограничения воздушного пространства воронежские авиамоделисты вот уже два года летают только под крышей спортзалов, занимаются так называемыми зальными моделями. И, кстати, довольно неплохо – действующие чемпионы страны, победители Всероссийских первенств и Кубков – из Воронежской области, а точнее, из верхнехавского клуба «Сапсан» (тренер – Алексей Левин). На недавнем турнире, который прошёл в Нововоронеже, они забрали всё «золото», а одна из участниц клуба – Мария Щеблыкина – установила рекорд турнира по продолжительности полёта модели планера – 46 секунд.
– Мы сконцентрировали свои усилия на зальных моделях, вводим новые спортивные классы в закрытых помещениях. Стараемся развивать спорт, чтобы ребята не потеряли навыки и сноровку, – делится председатель региональной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, директор лискинского Центра технического творчества Алексей Михайлов.
Любой разговор о развитии чего бы то ни было упирается в источник финансирования. По словам Алексея Михайлова, авиамоделизму помогают различные гранты.
– В рамках одного из таких грантов волонтёры АНО «Мир» разработали наборы конструкторов, которые мы бесплатно раздаём школам, развивающим это направление, – продолжает Алексей Михайлов. – Средства гранта помогают нам собирать и запускать самолёт Су-34, изучать его историю, участвовать вместе с ним в тематических выставках.
Алексей Михайлов работает не только в Воронежской области, но и в Луганской Народной Республике. По его словам, недавно было подписано Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого в ЛНР будут открываться кружки авиамоделирования.
Вызовы и решения
Председатель правления регионального отделения Федерации авиамодельного спорта России, руководитель авиамодельного кружка в детском технопарке «Кванториум» Руслан Попов одной из главных проблем авиамоделизма считает острый дефицит педагогов. Найти сегодня инструктора в секцию почти нереально, ведь человек должен знать не только одну дисциплину, но и десяток смежных, быть спортсменом, иметь педагогическое образование и быть согласным на скромную оплату труда. Поэтому неудивительно, что когда кто-то из возрастных инструкторов уходит из жизни, то заменить его некем – кружок закрывается.
– Главную же проблему я бы назвал трёхглавым драконом, головы которого смотрят в разные стороны. Авиамоделизм в той или иной степени курируют и Министерство спорта, и Министерство образования, и ДОСААФ России, но общего руководства нет, – заключает Руслан Попов.
В Воронежской области авиамодельные секции регулярно посещают около 400 детей. На фоне других субъектов РФ это неплохой результат. А, скажем, вот на фоне Китая – «слёзы», ведь у восточного соседа авиамоделизмом занимаются все школьники. Однако если мы хотим возродить самодостаточную промышленность, нужны специалисты, которые смогут делать станки, проектировать оборудование, инициировать прикладные исследования, заниматься проектированием и конструированием. Даже в цифровой экономике нужны люди, которые могут что-то делать руками. А где, как не в моделировании, можно найти такого универсала?
Новые форматы авиамоделизма
С середины 1920-х годов Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) активно развивало авиамоделизм среди детей, подростков и взрослых. У них был доступ к высокопрофессиональным тренерам и инструкторам, специализированным авиамодельным базам, оборудованию и материалам.
– В наши дни ДОСААФ России по-прежнему уделяет внимание авиационным видам спорта, в том числе авиамоделизму, так как это основа добровольной подготовки граждан к защите Отечества, – отмечает председатель регионального отделения ДОСААФ России Виктор Орлов. – Летом текущего года мы запланировали проведение Кубка России по авиамодельному спорту на базе авиационно-технического спортивного клуба «Сапсан» в Верхней Хаве. Надеемся, турнир состоится и привлечёт внимание большого числа спортсменов.
Реготделение ДОСААФ развивает авиамоделизм в различных форматах, в том числе через поддержку первичных отделений, где открываются подобные секции. Правда, среди них больше тех, кто обучает обращаться с беспилотниками – в Воронежской области это АНО «Трезвый Воронеж», патриотические организации «Заря» и «Рокот».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.