74 года вместе: супруги из Воронежской области поделились секретом семейного долголетия

Не всякая супружеская пара получает возможность отпраздновать серебряную свадьбу, ещё меньше могут похвастаться золотой. А у Евгении и Анатолия Ильиных из Борисоглебска – семейный стаж высочайшей пробы. Они поженились в далёком 1948 году и сумели сохранить любовь до глубокой старости. Об истории своей семьи и секрете её долголетия Анатолий Дмитриевич и Евгения Александровна рассказали корреспондентам «TV Губернии».
«Шикарного ничего не было»
В доме Ильиных – образцовый порядок и чистота. И это при том, что хозяйке исполнилось 93 года, а хозяин – 92-летний незрячий инвалид первой группы. Муж и жена идеально дополняют друг друга – общительная и энергичная Евгения Александровна ведёт рассказ, а степенный Анатолий Дмитриевич лишь иногда вставляет в разговор своё веское слово.
– Мы познакомились, когда мне было 15 лет, – вспоминает Евгения Ильина. – Толя жил в этом доме, где мы сейчас, а я на соседней улице. Он приходил к нам на улицу играть в лапту, так и подружились.
Во время войны 15-летний Анатолий работал машинистом на рембазе, а Евгения — портнихой в военторге.
– У нас тут лётное училище было, мы лётчикам обмундирование шили, – рассказывает Евгения Александровна. – А с фронта привозили материал от убитых. Мы пороли, чистили, разглаживали, шили пилотки, петлицы, погоны и отсылали обратно на фронт. Нас посылали на волах в лес за дровами. Пилили, топили печь, грели на ней утюги. Вот такая была у нас жизнь, шикарного ничего не было.
И всё же в этой трудной жизни были свои радости. Ходили на танцы в ДК. Летом – на открытой площадке, зимой – в фойе. Были на этих танцах и курсанты-лётчики, но Евгения танцевала только с Анатолием. На танцы шли в туфлях, обратно – босиком. «Пешком», — говорит Евгения Александровна. «Разувшись!» — поправляет её муж. Единственные туфли берегли и жалели.
«Мы жизнь с нуля начинали»
Четыре года Анатолий и Евгения дружили. А в 1948 году, когда жениху исполнилось 18, сыграли свадьбу.
– Он зашёл ко мне на работу, и мы пошли регистрироваться, – продолжает рассказ Евгения Александровна. – По дороге я зашла в парикмахерскую и сделала укладку. Пришли в ЗАГС, нас спрашивают: «Согласны?».
Пышного торжества не было. Зато спустя 3 дня молодые обвенчались в церкви. В те времена такой обряд не поощрялся, но семьи Анатолия и Евгении были верующими, и родители благословляли своих детей иконами. До сих пор эти две иконы висят на почётном месте в доме Ильиных. После свадьбы Анатолий привёл жену в дом своих родителей.
– Очень трудно нам было. Мы жизнь с нуля начинали. В одной комнате ютились с братом мужа, а ещё в доме жили его родители и сестра с дочкой, — рассказывает Евгения Ильина.
– Буржуйка в комнате стояла, – вставляет Анатолий Дмитриевич.
– Сейчас в магазинах всё есть, люди прекрасно живут, а друг друга не почитают, по 50 жён меняют, – продолжает хозяйка дома. – И работать не хотят. Я в 7 утра уходила из дому, а по ночам ещё шила, чтобы заработать. Свёкор подойдёт, скажет: « Женька, 5 часов утра. Вставай брюки доделывать, я тебе уже всё подготовил». А сейчас такие лбы — и нигде не работают!
Но несмотря на трудности, люди в те годы умели по-настоящему радоваться жизни. Весело отмечали и Пасху, и Троицу, и Первомай.
Испытание на верность
В 1950 году у Ильиных родился сын. А через два с половиной месяца Анатолия призвали в армию. Тогда служили не год, как сейчас. Срочная служба растянулась на пять с половиной лет. Проходил её Анатолий Ильин на аэродроме в Воронеже.
– Сейчас так никто не будет ждать. А я ждала его из армии, потому что хотела, чтоб у сына был отец, – делится Евгения Александровна. – Два раза ездила в Воронеж, где он служил. Когда сыну было 3 годика, взяла его с собой посмотреть на отца. Начальник Анатолия отпустил.
– Командир! — поправляет Анатолий Дмитриевич.
– Пошли втроём с ребёнком по городу гулять. Отец ему конфет купил, он радовался невозможно как! – добавляет Евгения Александровна.
После демобилизации Анатолий Ильин работал на железной дороге, сперва кочегаром на поездах, потом составителем на станции. Работа трудная и опасная, но Анатолий Дмитриевич всегда был на хорошем счету, а его фотография висела на Доске почёта.
Постепенно налаживалась жизнь. В дом провели электричество, воду и газ. Сын окончил институт, женился и жил в Москве. К сожалению, 2 года назад он умер. У Ильиных есть внук, внучка и два правнука, младшему из которых уже 18. Правда, все они живут вдалеке от Борисоглебска – в других городах и даже странах.
12 лет назад Анатолий Дмитриевич ослеп, и жена стала его глазами. Евгения Александровна не только сама ведёт хозяйство, но и во всём помогает мужу.
Эликсир семейного долголетия
На вопрос, как им удалось не разлюбить друг друга, первым неожиданно отвечает Анатолий Дмитриевич:
– Она мне сразу понравилась, и по характеру сошлись. А секрета никакого нет. Уступали друг другу, не заносились, делились всем, что в жизни было. Так колесо и крутилось. Так незаметно жизнь и прошла.
– Мы не за деньги выходили замуж, — подтверждает и Евгения Александровна. – Получали копейки, что он, что я. Он красивый был и труженник. А ещё он был рыбак, такой рыбак, каких рядом нет! У нас есть озёра возле города, вот он туда за карасями ездил. Конечно, случалось нам и ругаться, куда же без этого. Так иной раз разойдёшься, а потом подойдёшь и сгладишь всё. Я, бывает, его поругаю, если что не так, а он всё терпит. Глянет на меня и промолчит.
Кроме домашних забот и проблем со здоровьем, беспокоят Ильиных и события в стране. В январе Евгения Александровна накупила продуктов и передала для военных консервы, гречку, макароны, чай и кофе.
– Каждое утро молюсь, чтоб война закончилась и все мужчины к своим семьям вернулись, – поделилась Евгения Александровна. – Мы должны им помогать, во время войны тоже так делали. А мы ещё поживём, духом падать нечего! На судьбу мы не обижаемся.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.