Воронеж ясно +8°
USD
84.87
EUR
91.96
Предложить новость
Прямой эфир
07:03 27.02
11 мин
0
1007

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Заставский пилон в Воронеже: ошибка в названии и затянувшаяся реставрация

07:03 27.02.2025
11 мин
0
1007
Автор фото: Виталий ГАРКУША

Так называемый Заставский пилон – единственный сохранившийся в Воронеже из подобных сооружений. Больше двух веков назад он был установлен при входе на кладбище, на месте которого сегодня спорткомплекс «Юбилейный». За этот срок облик пилона изменился, его назначение забылось, и название Заставский было дано по ошибке. Сегодня памятник восстанавливают, но реставрация оказалась непростой, как и вся его история.

Чужое имя

До недавнего времени воронежцы могли видеть в конце улицы Карла Маркса рядом со спорткомплексом, школой № 9 и храмом святого Самуила высокий обелиск из красного кирпича. Сегодня этот объект скрыт от посторонних глаз — ведётся его реконструкция.

В официальных документах сооружение называют «Заставским пилоном», что не совсем верно. Как рассказал историк и краевед Павел Попов, документы для постановки объекта под охрану начали готовить ещё в 70-х годах прошлого века. Тогда краеведы считали, что в конце улицы Карла Маркса находилась городская застава, а пилон стоял при въезде в Воронеж. Памятник был принят под охрану как «Заставский пилон». Впоследствии выяснили, что заставы на современной улице Карла Маркса не было, а два монументальных обелиска установили при входе на Чугуновское кладбище на средства Самуила Мещерякова по прозвищу Чугунный, известного купца и городского головы. Благотворитель выделил деньги на строительство кладбищенского храма святого Самуила, а ворота с пилонами вели в храм. В советское время этот храм был заброшен, но затем восстановлен.

Ошибка краеведов вполне объяснима, ведь подобные обелиски действительно стояли и на Московской заставе в конце современной улицы Плехановской. Там был въезд в город со стороны Москвы, и главные ворота Воронежа украсили высокими пилонами. Пилоны на Московской заставе венчали двуглавые орлы, а кладбищенские оканчивались небольшими луковками с крестами.

Свидетель утраченного

Из четырёх пилонов в Воронеже уцелел только один. В конце 20-х годов прошлого века пилоны на Заставе с двуглавыми орлами уничтожили как символ имперского прошлого. Позже снесли и один из пилонов при входе на кладбище, поскольку захоронения сравняли с землёй, а сам обелиск оказался на проезжей части. «Заставский пилон» сохранился, но превратился в руину. Сегодня он является напоминанием о разрушенном кладбище и памятником всем погребённым там воронежцам.

Помимо исторической, пилон представляет собой и архитектурную ценность. В его облике можно увидеть сочетание двух стилей — барокко и классицизма.

Точная дата постройки пилона неизвестна. Впервые он появляется на карте Воронежа, составленной в первые годы XIX века. Таким образом, время его создания — последние годы XVIII — начало XIX века. Этому времени соответствует и переход от барокко к классицизму. Классицизм предполагает прямые строгие линии, а в обелиске наряду с ними есть и криволинейные формы.

Изначально пилон был оштукатурен и покрашен, возможно, имел лепнину. Затем всё это ветшало, и к началу реставрации памятник находился в угрожающем состоянии.

Реставрация или консервация?

Восстановлению пилона предшествовали споры о том, каким в итоге должен оказаться его облик. Как это происходило, TV Губернии рассказал Павел Попов.

— Несколько лет назад было заседание Экспертного общественного совета при Управлении по охране объектов культурного наследия. И там решали вопрос, что делать с памятником — отреставрировать либо законсервировать. Я сделал вывод, что нужна реставрация. Хотя можно понять и точку зрения тех людей, которые считают, что должна быть видна подлинная кирпичная кладка. Консервация подразумевает сохранение пилона таким, каким он до нас дошёл. Это неправильно, поскольку объект принят под охрану как памятник архитектуры, а не как руина. По закону ему должен быть придан такой облик, чтобы была видна архитектурная ценность. Таким образом, надо восстанавливать утраченные детали. Вторая причина реставрации — объект должен гармонировать с окружающей средой, быть в неё вписанным. Руинированный столб, в который превратился пилон, этому требованию противоречит. Вдобавок пилон много лет разрушался, и сохранить такую кладку было бы очень сложно. В то же время реставрация подразумевает, что мы должны показывать все архитектурные и исторические свойства объекта, и не исключает элементов консервации. Значит, мы не должны полностью убирать историческую кирпичную кладку. И я предлагал с одной стороны пилона кирпичную кладку раскрыть, а три других оштукатурить и покрасить. Однако проект реставрации в итоге сделали иным — все грани пилона будут оштукатурены и покрашены. С моей точки зрения, это недостаток проекта. Сохранение фрагмента исторической кладки позволяло бы людям прикоснуться к подлиннику.

Реставрация спустя рукава

Восстановлением исторического облика Заставского пилона занимается ООО «Мега Строй». Как сообщили редакции в правительстве Воронежской области, работы находятся под систематическим контролем. В ходе неоднократных проверок были выявлены многочисленные нарушения.

Так, кирпичная обкладка памятника фасада не соответствовала согласованной научно-проектной документации, раствор, который при этом использовался, также не соответствовал требованиям. Проверяющие установили, что подрядчик допустил «ненадлежащую перевязку между подлинной и докомпанованной кирпичной кладкой; обмазку криволинейной части пилона неустановленным раствором; новые загрязнения кладки раствором, неорганизованное складирование строительных материалов, инвентаря, мусора; нарушение последовательности проведения работ».

По результатам проверок были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении ООО «Мега Строй» и руководителя организации. Центральный районный суд Воронежа вынес постановления о привлечении виновных к административной ответственности в виде штрафов.

Мы попытались получить комментарий у представителей подрядчика, однако указанный в паспорте объекта телефон оказался недоступен.

Показательно, что претензии к работе ООО «Мега Строй» возникают не впервые. После того как эта организация отремонтировала памятник Славы на Московском проспекте, там были выявлены многочисленные дефекты. Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области провело проверку, которая зафиксировала «наличие сколов тротуарной плитки и некачественную затирку швов».

«В адрес правообладателя объекта МБУК ЦВПВ «Музей-Диорама» и производителя ремонтных работ ООО «Мега Строй» направлены предостережения от 13.02.2025г. о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия», — сообщили представители ведомства.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Последние комментарии

Воронежский «Факел» всё-таки сыграет с «Ахматом» при пустых трибунах
Экс-тренер воронежского «Факела» рассказал, почему ушёл в отставку — Интернет-канал «TV Губерния»
[…] Это влияет на результат. Плюс было принято решение матч с «Ахматом» провести без зрителей...
17:18 Вчера

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 1.7508609294891