За контейнерами ТБО следят «умные» камеры: как в Воронежской области проходит «мусорная» реформа
Не мусор, а вторсырьё
Нацпроект «Экология» стартовал в январе 2019 года по указу Президента РФ Владимира Путина. Одной из важнейших его частей является так называемая «мусорная» реформа, цель которой – существенно сократить объём твёрдых бытовых отходов, гниющих на свалках. Сделать это возможно за счёт целого комплекса мер, который включает в себя утилизацию и переработку мусора, сокращение числа полигонов и обезвреживание опасных отходов. К реформе подтолкнула печальная статистика: в 2018-м каждый россиянин выбрасывал в среднем 400-500 кг мусора в год. При том, что лишь около 2% всех отходов сжигалось, а ещё 4% отправлялось на вторичную переработку. В итоге общая площадь свалок в России пять лет назад занимала примерно 4 млн га, что сопоставимо с размерами сразу нескольких европейских государств.
По замыслу авторов реформы, к 2030 году в России необходимо обеспечить сортировку 100% отходов, а объёмы захоронений снизить в два раза. К слову, к сегодняшнему дню удалось добиться определённых успехов. Так, по словам гендиректора «Российского экологического оператора» Дениса Буцаева, доля ТКО, направляемых на переработку и сортировку, по состоянию на 2024 год в целом по стране превысила 54,3%. А объём утилизации отвозимых на свалки отходов составил 14%.
Также «мусорная» реформа существенно модернизировала систему обращения с отходами. Если раньше за их вывоз отвечала управляющая компания или нанятый ею подрядчик, то теперь это головная боль региональных операторов. Их выбирают областные власти на конкурсной основе. Эти компании оказывают комплексную услугу и ответственны за весь путь отходов от контейнера до мест переработки или захоронения. Изменился и процесс утилизации ТКО. Теперь мусоровозы отвозят их не на свалки, а на сортировочные комплексы. Там отходы разбирают и формируют по фракциям: стекло, бумага, пластик, металл. Затем сырьё отправляют на переработку. А органику подвергают компостированию. То, что осталось, прессуют и отвозят на лицензированные полигоны.
В числе лидеров
Воронежская область оказалась в числе регионов, где «мусорная» реформа реализуется эффективнее всего. Об этом сообщил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Патрушев в сентябре 2024-го в ходе совещания, в котором принял участие губернатор Александр Гусев. Наш регион оказался среди лучших по темпам создания инфраструктуры по обращению с ТКО. На каждую тысячу жителей приходится 10 контейнерных площадок и 22 контейнера для мусора. Этот показатель один из самых высоких по стране.
Также в период 2020-2024 годов на организацию системы раздельного сбора мусора в разных районах Воронежской области было предоставлено порядка 1,5 млрд рублей из регионального бюджета. В результате в 31 муниципалитете обустроено порядка 8,5 тыс. контейнерных площадок для раздельного накопления ТКО, закуплено 19 тыс. урн и контейнеров.
При этом областные власти не раз подчёркивали, что раздельный сбор отходов должен начинаться не на свалке, а на кухне каждого воронежца. Для этого граждан необходимо просвещать. На эти цели в районы выделили дополнительные средства. Так, в школах области регулярно проводят «зелёные» уроки, на которых ученикам рассказывают о важности сортировки отходов, а на центральных улицах разных населённых пунктов размещают тематические баннеры. Всё это дало определённый результат. По данным правительства области, воронежцы добросовестно сортируют пластик. А вот с другими фракциями – металлом и стеклом – пока есть трудности. Их горожане часто бросают в неподходящие для этих целей контейнеры.
В Воронежской области эксплуатируются 16 полигонов ТКО. Также в регионе возводят новые комплексы по сортировке бытовых отходов. В конце 2022-го один из таких объектов был запущен в Павловском районе. Полигон теперь может принимать больше 300 тыс. кубометров мусора. А дно котлована покрыли качественным изоляционным материалом, за счёт чего отходы не соприкасаются с грунтом. При этом сортировочный комплекс может обрабатывать до 30 тыс. тонн отходов в год.
К слову, подобные станции уже работают в Семилукском, Новоусманском и Россошанском районах. В ближайшее время ещё один сортировочный центр появится в Поворинском районе. Мощность будущего производства составит 25,6 тыс. тонн в год. А площадь полигона позволит размещать и хранить более 25 тыс. тонн мусора. При этом в облправительстве заверили, что в ближайшие годы в регионе появится ещё несколько крупных мусоросортировочных станций.
«Умные камеры» на мусорных площадках
Периодически жители разных районов Воронежа жалуются на то, что из дворов их домов вовремя не вывозят мусор. В итоге контейнерные площадки стоят переполненными несколько дней. Справиться с этой проблемой в областном центре решили с помощью установки видеокамер. Первые устройства появились на нескольких мусорных площадках ещё весной прошлого года. В 2025-м за счёт средств субсидии из регионального бюджета планируется установить ещё больше камер. С помощью них будут следить за тем, как заполняются контейнеры.
Если баки окажутся переполнены, об этом сразу же узнает региональный оператор, который должен будет оперативно отправить на проблемный участок мусоровоз. Также благодаря устройствам фотовидеофиксации можно будет отследить недобросовестных граждан, которые приносят на мусорные площадки крупногабарит, например, старый диван или развалившийся шкаф – этого делать нельзя. А ещё оператор может передавать в ГАИ госномера автомобилистов, которые припарковали свои авто у контейнеров и мешают подъехать спецтехнике.
Как сообщили TV Губернии в пресс-службе облправительства, в ближайшее время камеры у мусорных баков Воронежа могут стать ещё и «умными». Их планируют снабдить искусственным интеллектом, что значительно облегчит задачу региональным операторам. К слову, в Уфе, Туле, Казане, Новосибирске и других городах страны за порядком на мусорных площадках с помощью нейросетей следят уже давно.
А ещё контролировать вывоз мусора воронежские региональные операторы планируют с помощью специальных мобильных приложений.
– Функционал программы позволит в режиме онлайн фиксировать вывоз ТКО с помощью фото и видео. Также будет обеспечена привязка к конкретному адресу благодаря спутниковой навигации. Сейчас приложение тестируется. Для этого закуплено и выдано водителям мусоровозов 172 смартфона. В будущем такие гаджеты собираются выдать всем работникам, вывозящим отходы с мусорных площадок, – уточнили в пресс-службе облправительства.
ЦИФРА
10 контейнерных площадок и 22 контейнера для мусора приходится на каждую тысячу жителей Воронежской области. Этот показатель – один из самых высоких по стране.
С 1 сентября в стране изменился порядок начисления платы за вывоз ТКО
Некоторые воронежцы пожаловались на то, что в последних квитанциях за ЖКУ плата за вывоз мусора стала заметно выше. По словам одной из читательниц «Коммуны», раньше она платила около 300 рублей, а теперь придётся отдать 800 рублей.
Как сообщили в министерстве ЖКХ и энергетики Воронежской области, с 1 сентября 2024 года вступили в силу новые Правила коммерческого учёта, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учёте объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов». Они изменили порядок начисления платы за вывоз ТКО. Если раньше размер платы зависел от квадратных метров жилья граждан, то теперь конечная сумма будет рассчитываться в зависимости от количества человек, проживающих в квартире.
В ТЕМУ
Перевозчиков ТКО перестанут штрафовать за разрушение дорог
В Госдуме РФ хотят временно разрешить водителям мусоровозов передвигаться по российским дорогам с существенным перегрузом. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение. Сейчас в России действует ограничение по максимальной массе для грузовиков. На большей части магистралей нагрузка на ось не должна превышать 6 тонн, на отдельных участках – 11,5 тонны. Нарушителям грозит штраф до 450 тыс. рублей. Однако из-за перегруза мусоровозы часто не укладываются в эти нормативы. Как итог: действующая мусорная техника ежегодно наносит ущерб дорожному полотну в размере 400 млрд руб. Однако перевозчиков бытовых отходов намерены до 2028 года освободить от штрафов, а также от компенсации вреда, причиняемого мусоровозами. Законодатели заверяют: это вынужденная мера. Ведь если не принять поправки, население будет значительно больше платить за вывоз отходов.
– Можно загружать мусоровозы на треть, но тогда они должны будут ездить в три раза чаще. А для этого потребуется больше горюче-смазочных материалов и водителей, – отметил зампред думского Комитета по экологии Александр Коган. – Все эти расходы придётся вложить в тариф. Если мы не введём мораторий, то потом эти штрафы придётся либо заложить также в тариф, либо – в расходы региональных бюджетов.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.