Воронеж ясно +11°
USD
94.87
EUR
104.74
Предложить новость
Прямой эфир

Воронежские эксперты напомнили: нельзя использовать ребёнка как оружие для достижения «взрослых» целей

10:35 30.01.2021
15 мин
0
1319
Организаторы незаконных акций, вовлекая в них школьников, не только нарушают закон, но и калечат детскую психику

На уходящей неделе в Совете Федерации состоялся очередной «правительственный час». Одним из его участников стал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Выступая с докладом о реализации нацпроекта «Образование», он обратил внимание сенаторов на проблемы воспитательной работы в семьях школах.

«Недавние события показали нам, что тема воспитания, о которой мы с последнее время много говорим, очень важна. Важно, чтобы в нее были включены и родители, и директора, и завучи, чтобы классные руководители понимали, чем живет и о чем думает ребенок, чем он интересуется, — заявил глава ведомства. — Мы максимально должны сделать все самое необходимое. Речь идет об ответственности взрослых за детей. Это работа с родителями, со школой, воспитание будущих педагогов. Важна работа с цифровой средой — особенно с контентом. Важно знать, чем живет сегодня ребенок. И мы должны совместно этим заниматься».

Ни для кого не секрет, о каких недавних событиях говорил уважаемый министр. Речь — о несанкционированных шествиях и митингах во многих городах нашей страны, включая Воронеж, которые проходили в прошлую субботу. Не исключены они и завтра. Организаторы этих рискованных «мероприятий» активно призывают к участию в них молодёжь, в том числе несовершеннолетнюю. Но насколько законны, да и просто порядочны эти призывы?

Ответ на вопрос — однозначно отрицательный. В этом убеждают комментарии, полученные от экспертов.

Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова: «На нас, взрослых, лежит огромная ответственность за воспитание и защиту наших детей. Да, мы должны учить их отстаивать свои права, выражать свою точку зрения, но и должны учить соблюдать Закон!»

Эксперт подчеркнула: взрослые имеют право предлагать ребенку свою точку зрения, оценивать события в соответствии со своими убеждениями. Но только с согласия родителей (законных представителей) и только до тех пор, пока это не перейдет в навязывание «единственно правильных» взглядов, в ограничение свободы убеждений.

Но чем опасно навязывание мнения и манипулирование сознанием?

 «У несовершеннолетних, как правило, вообще не определена гражданская позиция, и они максимально не способны защитить свои права, — убеждена Ирина Попова. — Организаторы акций, которые привлекают к участию в них школьников, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и провоцируют у детей нарушения психики, поскольку детская психика еще не полностью сформирована, у них отсутствует жизненный опыт, не закреплены в сознании базовые ценности (уважение к взрослым, любовь к родине, помощь слабым).

Участие в митингах подростки расценивают как «крутой» поступок, заслуживающий одобрения и «лайков» в соцсетях. Они легко поддаются феномену «толпы», ломающей все вокруг и выкрикивающей любые лозунги, не задумываясь над их содержанием. Однако понятия о выражении своей гражданской позиции и участия в незаконных действиях у них размыты и неосознанны».

Разумеется, несовершеннолетний гражданин имеет право выражать свои политические взгляды. Ведь ребенок, как и любой человек, является членом общества. Поэтому он вправе участвовать в его жизни и вносить свой вклад в его развитие. Принятая ООН и вступившая в силу в нашей стране ещё в советские времена «Конвенция о правах ребенка» признает право каждого на свободу выражения своих взглядов, мнения и мысли, право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Свою позицию можно выражать «в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».

Но в той же Конвенции есть оговорка: при осуществлении детьми права на свободу мирных собраний применяются ограничения — в соответствии с законом и необходимые «в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

***

Заместитель директора ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» Дина Насонова: «Для вовлечения ребенка в различные массовые незаконные мероприятия используются технологии психологические, но проблема имеет социальную основу»

Как известно, в период переходного возраста (с 10 — 11 до 14 — 15 лет) у подростков на первый план выходит стремление к независимому поведению, к высвобождению от родительского контроля, к требованиям «всеобщего признания» своих личных прав. Но и их родители, и педагоги, и все окружающие взрослые должны чётко представлять, где проходит грань «самостоятельности» у этих повзрослевших детей.

«Любое экстремальное поведение детей у специалистов называется асоциальным поведением. Такое поведение изначально предполагает какое-то совершение преступления или создает условия для того, чтобы против него совершили подобное действие, — рассказала Дина Насонова. — Рисуя социальный портрет такого ребенка, специалисты в области воспитания и смежных спецподразделений, первой причиной возникновения асоциального поведения называют отсутствие родительского контроля».

Особенно опасным в такой ситуации может стать вовлечение ребенка в «протестную» толпу.

«В толпе человек может проявлять психологические качества, совершенно несвойственные ему в обычной жизни. Главный фактор изменения поведения — ощущение анонимности, причисление себя «к толпе», «я как все», снятие со своих поступков персональной ответственности. Из-за ощущения личной безнаказанности проявляется жестокое, разрушительное поведение, характерное для агрессивной массы, — говорит эксперт. — Человек ощущает давление окружающих, полностью вытесняющее его сознательную личность, легко поддается внушению и испытывает желание немедленных действий. Состояние единения с группой временно меняет психологические характеристики личности до неузнаваемости, человек действует как в гипнотическом трансе. У людей появляется чувство «всемогущества» и «непреодолимой силы», подчиняющее поведение инстинктам и стирающее понимание личной ответственности. Мирный в обычной жизни человек, может вести себя как агрессивный разрушитель и матерый преступник, без страха и моральных ограничений, не задумываясь о последствиях своих поступков».

Типичными подростковыми ощущениями «в толпе» Дина Насонова назвала нервное напряжение и обострение общего эмоционального фона. Они нередко приводят к спонтанным необдуманным поступкам. Массовая истерия становится причиной трагедий, разрушений и человеческих жертв.

«Паника, часто возникающая в толпе, формирует неорганизованный людской поток, управляемый ужасом неопределенности, характеризующийся проявлением инстинкта самосохранения и отсутствием когнитивных функций. Ее провоцирует реальная или воображаемая опасность, внезапное пугающие событие, взрыв, крик или любой громкий звук. Людям, пребывающим в состоянии паники, свойственно повышенное эмоциональное возбуждение, неадекватность поведения, хаотичные, деструктивные действия неопределенной направленности. Также смятение характеризуется атмосферой повышенного беспокойства и тревоги. Неоспоримой является высокая опасность толпы в измененном паническом состоянии», — подчеркнула эксперт.

Каковы же будут последствия для неокрепшей психики? Дина Насонова знает ответ.

«Дети, попавшие в толпу (концерт, распродажа, теракт, массовые беспорядки и прочее), по данным специалистов, еще долгое время остаются эмоционально возбужденными. У них нарушаются сон и аппетит, появляется хаотичность действий; они находятся под впечатлением увиденного (разрушения, кровь, драки и т.д.). Они вновь и вновь очень ярко и глубоко переживают травмировавшее их событие. Со временем к ребенку приходит осознание сделанного в толпе, страх за последствия и, как правило, нарушаются взаимоотношения ребенка с семьей, с окружающими, друзьями. Характерна неожиданная смена настроения — от спокойного состояния до раздражения или взрывчатости. У них могут возникать проблемы с концентрацией внимания и памятью. Психика ребенка, не готовая к таким сильным эмоциям, переживает травму, которая может давать последствия в течение длительного периода (до двух лет). Более того: такие «эмоциональные следы» могут преследовать его всю жизнь».

Вывод очевиден: чтобы избежать потенциально опасных последствий, которые поджидают человека, оказавшегося в толпе любого вида, надо научиться отделять свои эмоции от эмоций окружающих. Это позволит не снижать критичности мышления, более адекватно оценивать поступающую информацию и, соответственно, контролировать свои действия в толпе.

«Если дети оказались в опасной для них ситуации, то это значит, что не те взрослые были рядом с ним, когда ребенок принимал решение туда пойти. Или взрослых и вовсе не было рядом, — убеждена Дина Насонова. — Сложно представить, что в семье с крепкими и доверительными родительски-детскими взаимоотношениями сработает психологическая уловка: «не бери с собой телефон» или «не отвечай на звонки родителям».

Ещё одной причиной лёгкого вовлечения детей «в толпу», по мнению эксперта, становится их низкая занятость в течение дня. Такие ребята не охвачены досуговыми мероприятиями, не мотивированы на их поиск. И в этом случае опять-таки педагогам нужно выстраивать взаимодействие именно с семьей. Формировать доверительные внутрисемейные отношения, когда родитель не использует ребенка как оружие в достижении каких-либо целей, а просто становится взрослым другом, всегда находится рядом и всегда интересуется жизнью своего ребенка.

***

Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Воронежской области, полковник внутренней службы Наталья Куликова: «Молодежь активно используют в политических интересах, при этом подвергают реальной опасности жизнь и здоровье наших детей».

В нынешней ситуации вполне логично вспомнить Уголовный кодекс РФ. В частности, статью 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего…». С правовой точки зрения вовлечение ребенка в потенциально опасные мероприятия ведет к различному уровню ответственности, вплоть до уголовной.

Букву Закона комментирует Наталья Куликова: «Нужно объяснить своим детям, что даже такое действие, как «постоять в стороне» во время несанкционированного митинга, уже может рассматриваться как нарушение законодательства. Если дети или подростки идут на несанкционированный митинг или шествие, то они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения».

***

Что ж, комментарии вполне понятны и убедительны. Будем надеяться, они станут таковыми и для всех воронежских родителей.

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте и Одноклассники.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0.22708892822266