В Воронежской области перезахоронили останки красноармейца, погибшего 75 лет назад
…Он ушел на фронт в первые дни Великой Отечественной и погиб под Великим Новогородом. Останки совсем недавно обнаружили местные поисковики, а розыск родственников и доставку героя на малую Родину организовали питерские активисты Всероссийского проекта «Дорога домой».
… Мы находимся в селе Нелжа Рамонского района Воронежской области. Отсюда 24 июня 1941 г. рядовым солдатом ушел на войну Никита Асташов. Он вернулся сюда в ноябре 2017-го — героем.
В феврале 1942-го в семью Асташовых пришла беда: извещение о том, что отец и муж пропал без вести. Мария Васильевна осталась вдвоем с дочкой. Замуж не вышла, ждала супруга. Так и не дождалась, умерла рано — в 1970-м. А у дочери родились двое сыновей — уже с фамилией Зенины. О пропавшем отце она помнила, даже пыталась найти, но без толку.
«Со слов матери я только лишь знал, что он ушел на войну, но так и числится без вести пропавшим, — говорит Игорь Зенин, внук Н.Асташова. — А как узнал? Мне позвонил глава администрации. Сказал: кто у вас дедушка? Я сказал, что Асташов Никита Иванович…»
Рассказывает Владимир Павельев — глава администрации Ступинского сельского поселения:
«Нелегко, конечно, было. Потому что фамилии такой уже у нас нет. По хозяйственным книгам наши специалисты нашли вот, установили его дочь, и в результате вышли на внука».
Его нашли спустя 75 лет, у Спасской Полисти, — это деревенька неподалеку от Великого Новгорода. Скоро там построят музей Любанской операции. Перед началом работ вызвали поисковиков: проверить, не лежат ли в земле останки бойцов, — так положено по закону. А те буквально почувствовали, что искать нужно за пределами стройки. И не ошиблись. Красноармеец Асташов зажал в руке медальон, словно протягивая его потомкам. В его груди нашли осколок, который вместе с запиской из того самого смертного медальона привезли внуку.
«Есть такие места боевые, куда тебя вот просто тянет. То есть вот такое ощущение, что ты общаешься с этими бойцами, и они тебя зовут туда, — признается участник поискового отряда «Гвардия» Сергей Степанов (г. Великий Новгород). — Осколок был в теле, в груди у него. На груди вот здесь. Осколок, скорее всего, от 80-миллиметровой мины минометной. Потому что наши там попали под обстрел. Немцы их накрывали минометами».
Солдат вернулся домой. Неизвестно, был ли он крещеным, но, говорят, на войне не бывает атеистов. Хоронили с почестями, отпевали в Никольском храме. На панихиду пришли даже те, кто прежде об Асташовых не слышал: те, кто слышал, давно уже умерли. На небольшой гроб в красной материи возложили Евангелие.
«Обычно Евангелие кладется на гроб священнику, давая такое понимание, что священник жил по заповедям Божьим и исполнял слова божественного Евангелия. Так вот, Господь говорил: «Нет большего подвига, чем положить душу свою за други свои». И этот подвиг раб божий Никита совершил в полной мере, понеся свой жизненный крест», — пояснил протоиерей Алексей Никулин, настоятель Свято-Никольского храма села Нелжа.
КЗК Семь лет назад в Ступинском поселении открыли памятник воинам. На плитах высечены имена 470 погибших солдат из Ступино, Пчельников и Нелжи. И имя Никиты Асташова — в их числе. Скоро у входа на кладбище появится еще один монумент, на этой самой могиле. Глава села обещает, что эскиз для него будут выбирать сами жители Нелжи.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.