«В роддоме меня спросили: вы не сумасшедшая? Значит, верующая». Как живёт воронежская семья, в которой растут 12 детей
Отец Андрей и матушка Светлана – известные люди в посёлке Централь Новохопёрского района. Он – настоятель нескольких храмов, она – мать-героиня, женщина, которая все успевает. Когда люди узнают, что Саврасовых 12 детей, округляют глаза: «Тут и за одним не уследишь, как вы справляетесь с такой оравой?». На этот вопрос Саврасовы ответили журналисту «TV Губернии». А также рассказали, как впервые решились взять ребёнка из приюта, и почему Светлану в роддоме назвали сумасшедшей.
Не делят детей на чужих и своих
Светлана вышла замуж за Андрея Саврасова в 2002 году – ей исполнилось всего 17 лет. Андрей ещё не был священнослужителем. Он мотался на заработки в Москву, чтобы прокормить свою пока не большую семью: сразу после свадьбы у Саврасовых родилась дочь Оля.
– О двенадцати детях мы, конечно, тогда и не думали. Планировали двоих-троих, – рассказывает матушка Светлана. – Сами выросли в небольших семьях: муж – единственный ребёнок у своих родителей, у меня есть брат. Через полтора года я родила сына. Часто с детьми лежала в больницах, а в соседних палатах были дети-сироты. Я помогала деток кормить, переодевать. Тогда уже появились мысли взять малыша из приюта. Но нам казалось, что это очень сложно – нужно оформлять кучу бумаг. Всё решил случай. Муж в поезде разговорился с попутчицей, а она оказалась начальницей детского дома. Эта женщина нам помогла: все объяснила, успокоила. В 2007 году мы взяли двухлетнего мальчика.
По словам Светланы Саврасовой, старшие дети спокойно отнеслись к появлению нового члена семьи:
– Оле тогда было 5 лет, и у нее уже был братик. А тут появился ещё один – это же интересно! Правда, она удивилась, откуда он взялся, да еще и сразу двухлетний. Мы объяснили, что бывают детки маленькие, а бывают те, которые появляются сразу большими.
Сейчас у Саврасовых 12 детей: шесть своих и шесть приёмных. От ребят не скрывают, что у них есть еще родственники. Некоторые даже общаются со своими кровными братьями и сёстрами. При этом в семье нет деления на своих и чужих. Саврасовы подчеркивают: «Все дети – наши».
– Сын Серёжа, который знал, что у него есть другие братья и сестры, увидел своё свидетельство о рождении, — рассказывает Светлана. — Он так удивился, что там вписана какая-то другая женщина! Спросил: «Это кто?». У Серёжи даже мысли не было, что я не его родная мама.
«Вы не сумасшедшая? Значит, верующая»
Светлана говорит, что роды только укрепили её здоровье, хотя врачи иногда реагируют слишком эмоционально.
– Я в очередной раз приехала рожать, а в роддоме спросили: «Сколько-сколько у вас детей? Вы не сумасшедшая? Значит, верующая. Столько рожают либо сумасшедшие, либо религиозные». А мы считаем, что Господь не даёт детей не по силам, – убеждена матушка Светлана.
В 2013 году Андрей Саврасов окончил семинарию и был рукоположен в священники, а пять лет назад семья переехала из Тамбовской области в посёлок Централь Новохопёрского района. Здесь для большой семьи нашёлся подходящий дом. В Централе в 2018 году родились Андрей и Лазарь:
– Когда я забеременела в шестой раз, все говорили: «Будет двойня». Утром я родила мальчика, а вечером того же дня появился на свет еще один малыш. Мать от него отказалась. И мы сразу поняли: вот она, наша двойня. Сначала я растерялась. Трудно управляться с двумя младенцами сразу. Одного успокаиваешь, второй – уже кричит. Но старшие дети мне очень помогли.
Ещё один ребёнок появился у Саврасовых недавно. 13-летний мальчик — сын умершей прихожанки отца Андрея. Перед смертью женщина просила позаботиться о подростке.
– Конечно, ему пока трудно, – говорит Светлана. – Привык жить в неполной семье, быть предоставленным самому себе. А тут сразу столько людей и жёсткий распорядок дня. Все дети зовут нас мамой и папой, а он пока – батюшкой и матушкой. Но мы стараемся идти друг другу навстречу.
Пять литров борща на обед
Утро матушки Светланы начинается в 6 часов. Детям в школу – к половине девятого. За 2,5 часа нужно успеть всех разбудить, накормить, собрать. Это не так-то просто: умывальник на 14 человек пока один, и к нему выстраивается длинная очередь.
– У нас жесткий график, из которого нельзя выбиваться, – поясняет матушка. – Есть хозяйство: кролики, куры, поросята. Летом еще работа на огороде. Мы приучаем детей к труду. Мальчики умеют держать в руках молоток, а девочки – готовые жены и матери: и постирать, и приготовить, и ребенка запеленать могут. Мы составляем график дежурства на кухне. А за провинности наказываем тем, что отлучаем от помощи родителям. Это действует лучше, чем угрозы. Младшие дети тянутся за старшими, просятся мыть посуду. Я не отказываю, хотя потом приходится все перемывать. Пусть учатся.
Семья встречается вечером за большим столом. Правда, 14 человек за ним все равно не умещаются. Сначала кормят малышей, а потом едят родители и дежурные по кухне дети. Чтобы накормить всех, приходится варить сразу не меньше пяти литров борща.
– Боюсь, на старости лет, когда мы останемся одни, не сможем готовить мало, – смеётся отец Андрей.
После обеда – домашнее задание. С младшими детьми приходится заниматься подолгу.
– Мне кажется, мама может работать учителем в любом классе, – говорит старшая дочь Саврасовых Оля. – Ей приходится каждому объяснять новый материал, проверять уроки. Особенно трудно было во время «дистанционки», когда учителя только давали задания.
При этом у матушки Светланы нет высшего образования – она посвятила себя детям.
«Нельзя потакать, иначе на голову сядут»
Старшие дочери Оля и Ярослава учатся в одном классе. Одной 18, а другой 17 лет. Вместе собираются поступать в семинарию: Оля на иконописное отделение, Ярослава – на регентское. На вопрос «Сколько детей вы хотите?», девочки спокойно отвечают: «Как Бог даст».
— Я хочу семью, чтобы было куда возвращаться домой после работы, — серьёзно поясняет Оля. — Смладшими братьями и сёстрами чувствую себя уверенно. Некоторые родители трясутся над детьми — «уси-пуси». А я за свои 18 лет поняла, что в воспитании нужна твёрдость. Нельзя потакать, иначе на голову сядут.
Девочки хорошо учатся, благодаря железной самодисциплине. Оля хорошо рисует, хотя художественную школу она не посещала. В семинарию идет, чтобы «получить духовный стержень».
— Когда в семье много детей, появление еще одного ребёнка ничего не меняет, — шутят Оля и Ярослава. – Мы даже не сразу осознали цифру. Как? Их уже 12?
Отец Андрей и матушка Светлана не исключают появления в их большой семье и тринадцатого малыша.
— На все воля Божья, – говорит Светлана. – Воспитать чужого ребенка – все равно, что храм построить. Храм мы пока не построили, но стараемся. А помочь маленькому человеку, которому нужно родительское тепло, можно уже сейчас.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.