Top.Mail.Ru
Воронеж ясно +14°C
USD
79.60
EUR
93.39
Предложить новость
Прямой эфир
07:01 Сегодня
18 мин
0
302

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Самолёт-франкенштейн станет гостиницей музея авиации под Воронежем

07:01 2025-08-14
18 мин
0
302
Зачем воронежские лётчики-любители восстанавливают старые сломанные самолёты и когда в регионе заработает музей авиации под открытым небом
Фото: Виталий ГАРКУША

С 2022 года в нашем регионе в связи с проведением СВО действует запрет на полёты для гражданской авиации. Он распространяется не только на Воронежский аэропорт, но и на все частные воздушные гавани. Но, несмотря на закрытое небо, наши авиаторы-любители не остались без дела.

Все выходные

Члены региональной общественной организации «Федерация спорта любителей авиации» заняты поиском и реставрацией старых моделей самолётов как гражданского, так и военного назначения. Ржавые и гнилые конструкции, которые должны были пойти на металлолом, снова будут покорять небо. А те воздушные суда, которые летать уже не могут, станут экспонатами музея российской и советской авиации на территории частного аэродрома возле села Борщево Хохольского района, что всего в 50 км от Воронежа.

– Реставрацией старых самолётов мы с парнями занимались ещё до введения запрета на полёты. Чинили вышедшие из строя воздушные суда, а потом летали на них. Это не сложно. Главное – иметь желание и читать умные книжки. Ну и времени на всё это дело требуется уйма, конечно. Мы с парнями проводим на аэродроме практически все выходные. Даже ночуем здесь. А в ангаре – с гаечным ключом и перепачканные машинным маслом – с утра до самого вечера, – рассказал TV Губернии председатель правления «Федерации спорта любителей авиации» Владимир Голобурдин.

Летающий дельфин

В одном из ангаров хранится чехословацкий учебно-тренировочный самолёт Л-29 «Дельфин». Серийно производился в 1963-1973 годах. В своё время стоял на вооружении в 15 странах мира. «Птичка» довольно шустрая. Могла разгоняться до 600 км в час и подниматься на высоту до 11 км. Этот самолёт воронежские лётчики-любители купили несколько лет назад за 300 тысяч рублей. Состояние его было плачевным, остался лишь корпус. Мастера собрали «Дельфин» практически с нуля: восстановили крылья, шасси, хвост. Двигатель заменили на более современный и мощный. Новая и панель управления. В кабине пилота появилась неоновая подсветка, а рядом с рулём — огромный экран: бортовой компьютер.

В соседнем ангаре ещё один «чехословак» – Л-39. Этот аппарат тоже учебно-тренировочный. Умельцы переделали шасси, освежили начинку. А в салоне появилась современная электроника. Лётчики заверили, что самолёт на ходу, и на этой «птичке» можно спокойно выполнить такие фигуры высшего пилотажа, как «мёртвая петля» или «бочка».

К слову, полетать на настоящем военном самолёте может позволить себе далеко не каждый пассажир. Так, по словам Владимира Голобурдина, там, где полёты частной авиации разрешены, стоимость 20 минут такого воздушного путешествия – в районе 70 тысяч рублей. Впрочем, цена оправдана. Ведь воздушные суда тратят большое количество дорогостоящего топлива во время подобных «прогулок» по небу.

Музей на шасси

Большую часть деталей реставраторы производят в собственном цеху в Воронеже. Остальные запчасти ищут и покупают в других регионах. При этом не все самолёты, которые ремонтируют члены аэроклуба, отправятся в небо. Некоторые станут экспонатами музея под открытым небом, который вскоре появится на территории аэродрома. Часть экспонатов уже на месте.

Среди них — Ил-12Д. Это пассажирский транспортный самолёт. Такие суда регулярно летали из советских городов в столицы Европы. А самым длительным был рейс Москва — Хабаровск протяжённостью 7 тысяч км. Полёт занимал около 28 часов, с пятью промежуточными посадками. Это судно воронежским лётчикам безвозмездно передали сотрудники ВАСО. Самолёт летал с 1949 до 1968 года. Затем долгое время простаивал на территории предприятия. В последние годы его использовали в качества склада.

Сейчас аппарат в достаточно запущенном состоянии – нет крыльев и хвостовой части, корпус местами продырявлен, в кабине экипажа нет кресел и панели управления. Однако восстановительные работы уже начались.

– Сейчас мы восстанавливаем корпус. К зиме хотим заделать все отверстия, чтобы в салоне не было влаги. Работы предстоит много. Поставим кресла, обитые кожей, воссоздадим заново кабину пилота, восстановим хвост и крылья. Нам это не впервой, — улыбается Владимир. – В будущем планируем разместить в салоне информационные стенды об истории советской авиации, а также – демонстрировать посетителям модели самолётов, которые собрали местные школьники.

Легенда советской авиации

Несколько недель назад на территорию аэродрома с воронежского военного аэродрома доставили ещё один будущий экспонат — сверхзвуковой боевой самолёт МиГ-25. Минобороны РФ передало это судно местным властям, а они – воронежским лётчикам-любителям. Известно, что самолёт использовался в разведывательных целях в Чеченской войне. На нём было совершено более 40 вылетов в зону боевых действий.

Этот аппарат представляет особую ценность для воронежцев. Он носит имя Героя СССР, легендарного советского лётчика-аса Валентина Сугрина. После войны мужчина жил и трудился в Воронеже. Похоронен на Коминтерновском кладбище. Имя лётчика нанесено краской на корпус самолёта. Надпись до сих пор легко читается.

– Конечно, летать самолёт уже не будет. Но зато целы корпус и кабина. Осталось только краску освежить. Рад, что мы смогли его заполучить. Ведь военные собирались использовать его в качестве мишени на тренировках. Было бы жалко расстрелять этого красавца, — рассказал Владимир Голобурдин.

Чтобы доставить этот самолёт с полигона на аэродром, грузовик, который перевозил воздушное судно, сопровождали четыре экипажа ГАИ. Понадобилось перекрыть дорогу протяженностью более 10 км, так как крылья самолёта занимали почти всю проезжую часть. Благо перевозка проходила глубокой ночью и завершилась за несколько часов.

Самолёт-конструктор

Сильно повозиться пришлось с транспортировкой ещё одного самолёта — ТУ-34, который долгое время использовали военные в качестве лаборатории. Любопытно, что нос у этой «птички» снят с другого аппарата — сверхзвукового Су-27. Воронежцы нашли самолёт в Подмосковье. Долгое время заброшенное судно простаивало в аэропорту Жуковский.

Перевезти самолёт целиком в Воронежскую область не получилось из-за его габаритов. Воронежским лётчиком пришлось разобрать самолёт на запчасти, которые перевезли на трёх большегрузах. Собирали «конструктор» уже на своём аэродроме, на что понадобилось порядка двух лет. Самолёт в довольно хорошем состоянии. Требуется только косметический ремонт. В салоне судна планируют открыть гостиницу для будущих туристов.

На территории аэродрома также находятся восстановленные планер «Бланик» и вертолёт Ми-2. Эти аппараты планируют установить на постаменты, сделать памятниками.
Воронежские лётчики-любители продолжают искать уникальные образцы гражданской и военной авиации в разных регионах страны, чтобы пополнить ими коллекцию будущего музея.

– Ещё много работы предстоит. Но к концу года планируем запускать гостей на территорию, чтобы они могли посмотреть на наши самолёты. А экскурсии в салонах, может быть, начнём проводить в следующем году, – пообещал Владимир.

А с сентября этого года члены Федерации планируют бесплатно обучать школьников основам пилотирования и самолётостроения. Уже договорились с одним воронежским лицеем. Владимир Голобурдин считает популяризацию отечественной авиации очень важным делом:

– Лично я не представляю свою жизнь без самолётов. Свой первый полёт совершил в 14 лет. И это было незабываемо. Хотелось бы, чтобы каждый хотя бы раз испытал эти потрясающие эмоции.

КСТАТИ

На самолётах МиГ-25 установлены десятки мировых рекордов. Например, был достигнут рубеж скорости в 3 тысячи км в час. А лётчик Александр Фёдоров в августе 1977-го поднялся с помощью него на недоступную ранее высоту в 37,6 км.

ЦИТАТА

Мы с парнями проводим на аэродроме практически все выходные. Даже ночуем здесь. А в ангаре — с гаечным ключом и перепачканные машинным маслом — с утра до самого вечера.

 

Сергей ДОРОХОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Воронежские гребцы продолжают побеждать в Казани
Павел Александрович Беляев
Молодцы
11:54 Вчера

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.19509410858154