Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ушёл на покой: чем он запомнился
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий уходит на покой в связи с достижением 75-летия — об этом стало известно 24 октября. Местом пребывания на покое для Сергия станет Москва, он будет получать содержание от Воронежского епархиального управления.
Воронежскую митрополию Сергий возглавлял более 20 лет — с 2003 года. О своём назначении в Воронежскую митрополию сам Сергий рассказывал так.
— Самое лучшее духовное лекарство — послушание. В своей жизни я всегда старался с готовностью принимать церковные определения и никогда не проявлять своей воли. Мои назначения по службе со мной заранее не согласовывались: просто вызывали к Священноначалию и говорили: «Отправляйся туда-то и делай то и то». Или: «Завтра заседание Священного Синода, будет рассматриваться вопрос о твоем новом месте служения». Я со смирением отвечал: «Благословите». Так было на протяжении 50 лет моего монашества, так состоялось и назначение в Воронеж. Оно произошло совершенно неожиданно, и я благодарю Бога, призвавшего меня на эту старинную святительскую кафедру. В течение вот уже двадцати лет мои мысли занимает только лишь Воронеж и его жители — моя Богом данная паства. Более важной заботы у меня нет, и я верю, что каждый архиерей именно так относится к своей епархии, потому что иначе невозможно.
Биография митрополита Воронежского и Лискинского Сергия
Сергий (в миру — Виталий Павлович Фомин) родился 24 августа 1949 года в Краснозаводске Московской области. 26 августа 1973 года был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. С 1970 по 1977 годы учился в Московской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии.
С 1977 по 1983 годы Сергий занимал посты референта, а затем заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений РПЦ. В 1983 году состоялось наречение архимандрита Сергия в епископа Солнечногорского. В 1984 году Сергий был назначен представителем РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве. Во время работы за границей посетил около 50 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, где участвовал в конференциях и семинарах богословского и миротворческого характера.
В 1988 году возведён в сан архиепископа. С 1991 по 2010 год — председатель Отдела Московского патриархата по социальному служению и благотворительности. С 1996 по 2003 год — управляющий делами Московской патриархии.
В 1999 году был возведён в сан митрополита, а 7 мая 2003 года — назначен на новообразованную Воронежскую и Борисоглебскую кафедру. В 2013 году получил титул «Воронежский и Лискинский» в связи с образованием Воронежской митрополии, которая включила в себя Воронежскую, Борисоглебскую и Россошанскую епархии.
За годы служения митрополит Сергий удостоен многочисленных церковных и государственных наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством IV степени и орден Дружбы. Митрополиту Сергию присвоено звание «Почётный гражданин Воронежской области».
Высказывания владыки Сергия
— Если мы лишимся духовной основы, всего того светлого и чистого, что в нас есть, если мы потерям остатки веры в Бога – это будет трагедия. Об этом говорит апостол Иоанн Богослов, об этом говорят святые отцы, и я в этом глубоко убеждён. Самая великая катастрофа – это даже не атомная война. Величайшая катастрофа случится тогда, когда человечество окончательно утратит нравственные ориентиры в жизни. Тогда оно изживёт себя, потому что создан человек по образу и подобию Божию, а Бог есть Любовь.
– Книжная культура должна быть составной частью нашего внутреннего мира, без неё совершенно невозможно жить. Книги нужно не просто читать – с книгами нужно общаться. Начиная от Евангелия, слова Божия и оканчивая хорошей художественной литературой, как классической, так и современной. Книги дарят нам бесценные сокровища мудрости, питают ум, развивают сообразительность, утешают душу и сердце, возвращают вкус жизни, помогают найти выход из непростых ситуаций… Некоторые досужие наши современники в своём противлении добру докатились до запретов бессмертных творений Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова… А ведь без них, я считаю, невозможно быть нормальным человеком. Всё время жить во мраке греха и ненависти – страшно тяжело, это путь к вечной тьме ада.
— Нам кажется, что жизнь впереди ещё долгая – успеем в храм сходить, когда будем на пенсии… Но за годы, проведённые во грехе, не закостенеет ли наше сердце? Если всю жизнь наша душа дышала злобой и ненавистью, сумеем ли раскаяться в последние минуты? Высоцкий пел, что в гости к Богу не бывает опозданий – можно понимать это и в духовном плане. Господь готов принять нас всегда, только бы наше обращение к Нему было искренним. За каждым богослужением мы, православные, молимся, чтобы Спаситель Христос послал нам безболезненную и мирную кончину, помог осознать свою жизнь, внутренне переродиться и перейти в вечность в состоянии примирённости, с очищенным сердцем. Для этого нужно стремиться к свободе от греха. Грех – вовсе не источник наслаждения, он наполняет душу горечью и разочарованием, даёт массу негатива в жизни даже на простом житейском уровне.
— Если народ теряет язык, он теряет всё. Например, когда какая-либо страна получает политическую независимость, её лидеры стремятся ввести для всего населения единый государственный язык. Утратив родную речь, малые народности быстро забывают свои устои, обычаи предков, теряют национальную идентичность. Поэтому как зеницу ока, как основу самобытности народа нужно хранить свои корни, не терять завещанное нам великими предками прекрасное состояние души, той неодолимой духовной силы нашей Родины, которая сейчас является главным препятствием к пониманию нас со стороны Европы и всего мира.
— Пережив духовную трагедию, люди обычно понимают, что дом души необходимо благоустраивать, и Церковь указывает путь благодатной христианской жизни: пост, молитва, воздержание, участие в таинствах, добрые дела… Употребляя эти средства, душа постепенно перестраивается, и, освободившись от греха, освобождается и от порабощения силами зла.
— Божие благословение наследуют те, кто исполняет евангельские заповеди, а отвергающие Христа и Его слово, носители ненависти и вражды будут отвергнуты. Даже то, что человек ходит в храм или является носителем сана, не является гарантией его духовности или благополучной участи в жизни вечной. Важным и определяющим является внутреннее состояние души и чистоты сердца, смирение духа и молитвенное предстояние пред Богом. По этой причине рассуждение о том, что именно необходимо нам делать в данной конкретной ситуации, понимание, что есть добро, а что — зло, должно присутствовать в каждом из нас; при этом не важно, кем является человек — политиком, фермером, инженером, рабочим или священником. Конечно, Церковь вне политики, но пастыри должны вести свою паству в правильном направлении, давать верные духовные ориентиры. А прихожанам следует молиться за них и за всю Церковь Христову, просить Господа, Пресвятую Богородицу и наших святых заступников о мире и о том, чтобы восторжествовала правда Божия на земле.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.