«Летающий танк»: как в Воронеже собирали легендарный Ил-2

Воронежский авиационный завод (ВАСО) – одно из стратегически значимых и старейших предприятий страны. Решение о создании предприятия было принято в апреле 1929 года на XVI партийной конференции, которая дала старт масштабной кампании по индустриализации страны Советов. Строительство стартовало в 1930-м, а завершилось в 1936-м. Визитной карточкой воронежского предприятия стал штурмовик Ил-2.
Грозное оружие
— Первое производство боевых самолётов началось в 1932-м, когда ещё далеко не все цеха были введены в строй. Из-за чего сборка аппаратов проходила прямо на улице. Работа шла и в стужу, и в зной. А как иначе? Была эпоха пятилетних планов, которые должны быть выполнены любой ценой, — рассказал «TV Губернии» руководитель музея боевой и трудовой славы ВАСО Игорь Стрюк.
Первым самолётом, который произвели на Воронежском авиационном заводе № 18 (так тогда называлось ВАСО), стал советский тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Всего у нас собрали шесть таких аппаратов. Затем их производство перевели на завод в Комсомольск-на-Амуре, где собрали порядка полутора тысяч машин. Бомбардировщик был задействован в финской войне. А в годы Великой Отечественной он хорошо себя зарекомендовал в качестве пассажирского самолёта, так как мог вмещать в себя большое количество людей.
До войны на Воронежском авиазаводе производили сразу несколько видов боевых самолётов, среди которых модификация АНТ-25 (на одном из них Чкалов совершил свой легендарный полет) и бомбардировщик Ер-2. Однако визитной карточкой воронежского предприятия стал легендарный штурмовик Ил-2. Это самый массовый боевой самолёт в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч машин. При этом порядка 15 тысяч штурмовиков собрали воронежские инженеры.
— Первый серийный Ил-2 в стране был также изготовлен на нашем предприятии. 10 марта 1941-го совершён первый вылет на этой боевой машине, которой затем было суждено стать настоящей легендой. Ил-2 — новаторский самолёт для своего времени. Раньше военные самолёты прикрывали дополнительными слоями брони, что делало машины достаточно громоздкими. Авиаконструктор Сергей Ильюшин решил сделать броню частью корпуса самолёта. Так, самые важные элементы были надёжно скрыты прочной бронированной сталью. Даже крупнокалиберные пулемёты не были ему страшны. При этом Ил-2 был укомплектован целым арсеналом оружия: бомбами, пулемётами, ракетами, что делало его крайне грозным оружием, — рассказал Игорь Стрюк.
В 40-градусный мороз
Авторство: Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=354846
В октябре 1941-го авиазавод эвакуировали в Куйбышев. Чтобы переправить всех сотрудников, важные документы, запчасти и комплектующие Ил-2, понадобилось более 2,5 тысячи вагонов. Управились всего за месяц. На новом месте воронежским авиаконструкторам приходилось трудиться не в самых комфортных условиях.
— Местное предприятие ещё не было достроено. Поэтому пришлось собирать машины прямо на улице в 40-градусный мороз. От лютого холода даже трескались элементы станков. Пришлось постоянно поддерживать тепло в цехах с помощью десятка буржуек, чтобы ни в коем случае не прерывать производство. Сотрудники предприятия работали по 11-13 часов. Ночевали прямо в цеху. Большая часть рабочих — женщины и подростки, так как почти все мужчины ушли на фронт, где сражались геройски. Продуктивность тружеников тыла поражала. За один только день на заводе собирали до 20 самолётов, — рассказал Игорь Стрюк.
Воронежский Ил-2 считается символом Победы в Великой Отечественной наряду с «катюшей» и Т-34. Он представлял опасность не только для вражеской пехоты, но и для танков. Не одна сотня «тигров», «пантер» и многой другой немецкой техники была уничтожена благодаря штурмовикам.
— За устрашающую огневую мощь немцы называли Ил-2 «чёрной смертью», «летающим танком» и «воздушной крепостью». Примечательно, что Ил-2 принимал участие практически во всех крупных битвах и наступательных операциях Великой Отечественной. Сыграл свою роль знаменитый штурмовик и во взятии Берлина, — подчеркнул специалист.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.