Как восстанавливали Воронеж после его освобождения

25 января воронежцы отметили 81-ю годовщину полного освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков. После изгнания оккупантов Воронеж был полностью разрушен. Казалось, что его восстановление затянется на десятилетия, однако уже к середине 50-х город сумел залечить нанесённые войной раны. О том, как это было, решила напомнить TV Губерния.
Израненный город
Линия фронта проходила через Воронеж с 7 июля 1942 до 25 января 1943 года. За это время город подвергался обстрелам и бомбардировкам, а те районы, где шли уличные бои, пострадали особенно сильно. Готовясь к отступлению, фашисты взорвали самые заметные из сохранившихся зданий, в том числе главный корпус университета и обком ВКП(б). И хотя после 25 января 1943-м врага гнали всё дальше и дальше на запад от Воронежа, ходить по городу было небезопасно. За первые четыре месяца после освобождения сапёры обнаружили и обезвредили здесь 58 тысяч противопехотных и противотанковых мин.
Из 20 тысяч домов в Воронеже уцелело лишь несколько сотен, причём среди них не было неповреждённых. 92% жилого фонда оказалось уничтожено, а большинство уцелевших строений были одноэтажными. Во время боёв были разрушены не только жилые здания, но и промышленные предприятия, учебные заведения, памятники архитектуры – всё, что создавалось поколениями людей, чем гордились воронежцы.
По степени разрушений в Великой Отечественной войне Воронеж оказался на третьем месте после Сталинграда и Севастополя. Ущерб, нанесённый городу, выражался в запредельной сумме — 5 млрд рублей. Фактически город предстояло построить заново.
Из пепла пожарищ
Сразу же после освобождения в город стали возвращаться жители. Девизом воронежцев стал призыв: «Из пепла пожарищ, из обломков развалин мы возродим тебя, родной Воронеж!».
26 января 1943 года открылось первое почтовое отделение, 28 января вышел первый бюллетень «Коммуны», 4 февраля начала работать пекарня, 13 февраля заговорило радио, а через месяц заработали водопровод и электростанция. Восстановленные цеха и предприятия один за другим налаживали выпуск продукции.
В конце мая, когда Воронеж ещё лежал в развалинах, мимо остовов домов прошёл первый трамвай. Сегодня такое внимание к общественному транспорту кажется фантастикой.
Чтобы приступить к восстановлению города, первым делом надо было расчистить завалы. Все воронежцы, кроме детей, обязаны были отработать не менее 100 часов, а студенты – по 300-350 часов в семестр после занятий. Важно отметить, что люди трудились на расчистках завалов и стройках в родном городе совершенно безвозмездно. С 1943 по 1945 год воронежцы отработали 5,6 млн часов и восстановили 400 тыс. кв. метров жилой площади, а в 1946 году было сдано ещё почти 90 тыс. кв. метров. Всего к концу Великой Отечественной войны отстроили почти 8,5 тысячи домов. Это позволило переселить потерявших жильё горожан из землянок и блиндажей.
На восстановлении Воронежа работали и те, кто совсем недавно его уничтожал – немецкие военнопленные. Несколько лагерей располагалось в разных районах города. Один из таких лагерей был и в знаменитой Ротонде – развалинах здания Воронежской областной клинической больницы. Вместе с немцами в Воронеже оказались их недавние союзники – румыны и венгры. Друг друга бывшие оккупанты недолюбливали и работали на разных объектах. Немцам чаще доверяли возведение капитальных домов, а венгры строили бараки и прокладывали трамвайную линию к заводу «Машмет».
В числе первых
Правительство страны придавало возрождению крупного города и промышленного центра большое значение.
В ноябре 1945 года было принято постановление Совнаркома о неотложных меpах по восстановлению 15 стаpейших pусских гоpодов, постpадавших во вpемя Великой Отечественной войны. Одним из них был Воpонеж. Над Воронежем взяла шефство Новосибирская область, и уже к 1944 году оттуда пришло свыше 1,5 тысячи вагонов с различными грузами. В первую очередь это были строительные материалы, а также топливо и оборудование для школ и больниц.
1 февраля 1949 года было принято специальное постановление Правительства Совмина СССР «О мерах помощи в восстановлении города Воронежа». Правительство выделяло дополнительные средства из бюджета на строительство жилья и развитие городской инфраструктуры.
Для восстановления города не хватало строительных материалов, поскольку кирпичные заводы были разрушены. Но в Воронеже на угле работала электростанция ВОГРЭС, уголь также сгорал в топках паровозов на железной дороге. Строительным материалом для новых воронежских домов стали блоки из угольного шлака. Этот материал имеет существенный недостаток – он хрупок, и высотные здания строить из шлакоблоков нельзя. Поэтому дома из него строили обычно в два этажа. До сих пор в Воронеже сохранились целые кварталы подобных зданий.
Каким быть Воронежу?
Город отстраивали не хаотично, а по строгому плану. Уже в 1943 году Академии архитектуры СССР поручили разработать схему планировки Воронежа, а в 1944 году — составить генеральный план реконструкции. Эту работу возглавил столичный архитектор Лев Руднев.
Созданный под его руководством генплан Воронежа в 1950-1952 годах доработал воронежский зодчий Николай Владимирович Троицкий.
Особенностью этого плана было исключительно бережное отношение к сложившемуся облику Воронежа. Троицкий старался по возможности использовать уцелевшие здания и сохранить планировку основных улиц. В то же время город преображался. Архитектор стремился, чтобы в Воронеже выдерживался принцип ансамблевости, когда дома по соседству сочетаются друг с другом. Для достижения этого некоторые здания надстраивали дополнительным этажом, и они становились вровень с соседями. Творчески решил Николай Троицкий весьма непростую задачу – сохранить привычный облик Воронежа после утраты колокольни Митрофаньевского монастыря. Это выдающееся сооружение служило архитектурной доминантой Воронежа, господствующим элементом застройки. Во время боёв колокольня оказалась уничтожена, но Троицкий нашёл необычное решение. При восстановлении здание управления ЮВЖД было перестроено и получило высокую башню, которая стала новой архитектурной доминантой Воронежа.
Довоенный Воронеж был очень зелёным городом. Разрабатывая его послевоенный облик, Николай Троицкий старался сохранить эту особенность. Городские парки, сады и скверы пополнялись деревьями и кустарниками взамен уничтоженных в боях, озеленялись улицы, появлялись новые насаждения в разных районах.
Некоторые идеи во время восстановления реализовать не удалось. Так, не был осуществлён проект бульвара, проходящего по вершинам правобережных холмов. Такой бульвар стал бы огромной смотровой площадкой, откуда открывался вид на Левобережье.
В День освобождения Воронежа мы склоняем головы перед теми, кто защищал город. Но не будем забывать и о людях, сумевших его возродить.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.