Как воронежский крестьянин попал в Великорусский оркестр

Воронежский музыкант-самородок Макар Силкин стоял у истоков создания военных оркестров и коллективов, играющих на народных инструментах
19 июля 1944 в двери заводоуправления Воронежского авиационного завода вошёл необычный сотрудник. «Научный работник по музыке, Макар Васильевич Силкин», – представился он. В отделе найма и увольнения принимать таких специалистов опыта не было; «руководитель народных инструментов» – так немного неловко обозначили ему должность. Впрочем, на предприятии его уже знали – в начале тридцатых, когда завод ещё только строился, преподавателя музыки Силкина позвали работать в клуб. Макар Васильевич обучал игре на народных инструментах талантливый заводской народ.
Тогда, в 1934-м, ему уже было за шестьдесят: он родился 17 марта 1873-го в Хреновских Выселках Панинского района. Мать его, Акулина Петровна, стараясь заработать копейку, ходила помогать по крестьянским хозяйствам соседей. Отца, крепостного работника Василия Никитовича, обожала округа: первый балалаечник был! Умер он, правда, рано, оставив в наследство потомкам большое богатство: свой музыкальный ген. Абсолютный слух и талант балалаечника – этот багаж и определил всю дальнейшую жизнь Макара Силкина.
Соединить фрак с балалайкой
Тем временем в далёком Петербурге конца XIX века бурлила светская жизнь. Среди тем для бесед была балалайка – с ней в концертах и частных домах с огромным успехом выступал молодой дворянин Василий Андреев. Сын тверского купца, он с детства имел музыкальный талант, играл на всём, что звучало, а услышав однажды в родовом имении балалаечника-самородка Антипа, был поражён богатыми возможностями народного инструмента. Освоив балалайку, он решил вывести её на большую сцену.
29 февраля 1886-го, Андреев был приглашен на Дворцовую набережную – выступить на музыкальном вечере у принца Александра Петровича Ольденбургского (внука императора Павла I), где в числе гостей была императорская семья во главе с самим Александром III. Фурор был невероятный! С того дня у балалайки начался стремительный взлёт.
Андреев выпустил учебник игры на ней с нотами, писал аранжировки народных песен, вальсов, оригинальные композиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайках», который скоро перерос в Великорусский оркестр – первый в мировой истории профессиональный коллектив, в котором народные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. «Соединить фрак с балалайкой» — такой была идея Андреева. Музыка простолюдинов попала в концертные залы мира.
Государь идею всецело поддерживал. С его позволения в учебных заведениях Андреев открывал классы обучения игре на балалайке. Как об этом прознали в Воронежской глубинке, можно только догадываться. Как бы там ни было, 16-летний Макар Силкин отправился в Петербург учиться в реальном училище. Чтобы заработать на стол и кров, подрабатывал музыкантом по вольному найму. Андреев, педагог бескорыстный и неутомимый, за обучение денег не брал. Сделав из Силкина балалаечника-профессионала, принял его в свой оркестр.
Жизнь на волоске
Денег участникам оркестра не платили, и музыканты были вынуждены искать дополнительный заработок. Макар Силкин вернулся в Воронеж – преподавать. Официально трудоустроен был в Михайловский кадетский корпус, а параллельно, заражённый неукротимым энтузиазмом своего учителя, давал уроки в реальном училище и двух мужских гимназиях.
Тем временем оркестры народных инструментов активно внедрялись в войсках. В пяти гвардейских полках и военно-учебных заведениях Петербургского военного округа этим занимался Василий Андреев. Но создать у себя балалаечные оркестры желали ещё 10 полков. С этой миссией в армию отправлялись ученики маэстро, в том числе и Макар Силкин: с 1895 по 1898 в войсковых частях он преподавал нижним армейским чинам игру на народных инструментах.
Вскоре пришла пора строить семью. Себе в жёны Макар Васильевич выбрал такую же простую, как он, крестьянку Евдокию Семёновну. Нарожали пятерых: сына Владимира и четырёх дочек – Надежду, Анну, Варвару и Марию. Старшей было 14, младшей год, когда грянула революция, а следом гражданская война.
Побеждать нужно с музыкой – вместе с Красной Армией оркестр народных инструментов во главе с М.В. Силкиным отправился на фронт. Пламя гражданской войны полыхало и на воронежской земле. В августе 1919 года белогвардейский генерал Мамонтов, прорвав фронт, вышел в тыл Красной Армии. В стратегических планах Воронеж был ключевой позицией, откуда предполагалось наступать на Москву.
В момент, когда в Верхней Катуховке (Панинский район) под звуки оркестра проходил очередной митинг, в село ворвались белогвардейцы. Началась пальба, расстрелять хотели и весь состав музыкантов. Жизнь Макара Васильевича в тот день висела на волоске…
Красноармейские войска появились вовремя: в Катуховку вошёл конный корпус Будённого и следом 8-я армия, пленных освободили.
Мир и война
Гражданская закончилась. В новом молодом государстве – СССР — Макар Силкин получил высшее образование, окончил Ленинградскую консерваторию. С 1929-го три года преподавал в Воронежском музыкальном училище, затем в школах.
А в 1934-м пришла беда – похоронил жену. Остался с 26-летней дочерью-инвалидом Анной. Помогать ухаживать за ней к отцу переехала старшая дочь Надежда. Чтобы кормить себя и дочек, нужны были деньги. Тогда-то и пришёл Макар Васильевич подрабатывать на строившийся авиационный завод, с идеей создать при клубе завода народный ансамбль.
А в 1935-м нашёл работу более денежную – в полку НКВД. Выступал с оркестром по разным учреждениям, руководил оркестром в клубе управления НКВД. Через четыре года вернулся в атмосферу, более милую сердцу, – на авиационный завод им. Ворошилова. Заводской клуб в то время был эпицентром культурной жизни. Здесь имелся хореографический коллектив из заводчан, был свой хор, ставились театральные постановки, устраивались киновечера. Макар Васильевич руководил созданным им при клубе ансамблем народных инструментов.
За месяц до Великой Отечественной, в мае 1941-го, Силкин устроился подрабатывать в городском Дворце пионеров. А в июне судьбы людей закрутил вихрь войны – над городом всё чаще появлялись немецкие самолёты, в сентябре первые бомбы упали на авиазавод. В конце октября предприятие эвакуировали в Куйбышев.
Макар Васильевич не поехал. Однако уже к лету 1942-го оставаться в Воронеже стало небезопасно: линия фронта приблизилась вплотную к городу. 7 июля враг захватил правобережье. Линия фронта проходила через город, от гула бомбардировщиков закладывало уши, тут и там грохотали взрывы. Одна из бомб угодила в дом Силкиных. От пережитого ужаса больная дочь Силкина Анна погрузилась в беспрерывный трёхдневный сон. Сам же Макар Васильевич свалился с сердечным приступом. Ещё почти месяц Силкины вынуждены были оставаться в Воронеже, в котором уже зверствовали фашисты – вешали и расстреливали остававшихся в городе жителей.
Выбраться из города у Силкиных получилось лишь 1 августа. Около года жили в деревне Старая Ольшанка у родни.
Возвращение в Воронеж
Воронеж освободили от немцев в январе 1943-го. Той суровой военной зимой, чтобы давать концерты и поднимать боевой дух уходящих на фронт бойцов, комиссованный по контузии капельмейстер духового оркестра Константин Массалитинов организовал в Воронеже народный хор. Ездил по районам, набирал в самодеятельных коллективах лучших певцов, пригласил и участников хора воронежской швейной фабрики, в том числе Марию Мордасову.
27 апреля 1943 года артисты переехали в освобождённый Воронеж и уже через три дня, 1 мая, в зале чудом уцелевшего во время бомбёжек мединститута (сейчас это здание ВГУИТ на проспекте Революции, 19) дали первый большой концерт. В тот памятный день в город вернулись и Макар Васильевич с дочерью. Обосновались в Центральном районе, в частном доме по ул. Ветеринарной.
В разрушенном до руин городе хор был единственным творческим коллективом. Профессионалы ему требовались как воздух, пригласили Макара Васильевича. Концертмейстером в Воронежском народном хоре он числился с 21 мая по 15 ноября. Правда, уже с июня хор стал ездить с концертами по фронтам. Силкину в ту пору уже исполнилось 70, здоровье нешуточно подводило. Остался в городе преподавать музыку в музучилище, а спустя год стал руководить ансамблем народных инструментов в клубе авиазавода. До последних дней жизни этот скромный человек, талант-самородок старался сохранять творческую активность. Он умер 16 июля 1950 года, оставив после себя добрую память.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.