Воронежский государственный биосферный заповедник им. Василия Пескова уникален в своём роде. Он расположен всего в 40 километрах от города-миллионника, а на более чем 31 тысяче гектаров этого природоохранного острова обитают 345 видов позвоночных животных: птиц, млекопитающих и рыб. Кроме того, Воронежский заповедник – один из старейших в нашей стране – 3 декабря он отметит 100-летний юбилей. В интервью «TV Губернии» директор учреждения Анатолий Тарасов рассказал, как сотрудникам заповедника удалось спасти бобров от вымирания, почему зоологам нельзя кормить и лечить раненых зверей и что случается с бездомными кошками и собаками, которых воронежцы периодически привозят на особо охраняемую природную территорию.
– Анатолий Алексеевич, какими заслугами сотрудников заповедника вы гордитесь?
– Воронежский заповедник много сделал за век своего существования. Но хочется особо подчеркнуть–именно благодаря нашим сотрудникам бобра как вид удалось сохранить и распространить по всей территории России и в других странах. В начале XX века бобры оказались на грани вымирания. Они считались «мягким золотом», их мех и мясо особенно ценились браконьерами. Охотились на этих животных нещадно. К счастью, в 1919 году московские учёные обнаружили на небольшой воронежской речке Усманке несколько поселений бобра. Для их охраны 3 декабря 1923 года и был учреждён наш заповедник. На данный момент популяции бобра ничего не угрожает. И он уже не числится в Красной Книге. Считаю это огромной заслугой работников нашего заповедника. Сейчас в «Бобровом городке» проживает 42 бобра, пятеро из них–малыши, родившиеся летом прошлого года. У нас работает более 150 сотрудников, которые продолжают писать историю Воронежского заповедника.
– Какие ещё животные обитают в заповеднике и как удаётся наблюдать за их жизнью?
– На территории заповедника обитает более 300 видов позвоночных животных: рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие. Из копытных: это лось, олень, косуля, кабан. Из хищников –лисица и волк. Также водится много грызунов: речной бобр, белка, заяц, мышь и ондатра. Следить за их жизнью нам помогают фотоловушки. Это специальные фото и видеокамеры, которые устанавливают в разных точках заповедника. Без зарядки они могут работать до двух недель. С помощью таких устройств мы не только изучаем повадки и внешность зверей, но и фиксируем новосёлов. Так, в 2019 году одна из камер засекла рысь, которая раньше никогда не обитала в наших краях. Также в кадр попал чёрный аист – тоже большая редкость. К слову, животные не боятся камер, но по-разному реагируют на них. Например, лоси, кабаны и волки подходят ближе, нюхают объектив и могут долго позировать в кадре. А косули куда более осторожны.
– Имеют ли право сотрудники заповедника вмешиваться в дикую природу? Например, спасти оленёнка, которого прямо на глазах зоологов собирается съесть волк?
– Делать этого категорически нельзя– у нас же заповедник, а не зоопарк. Мы не имеем никакого права вмешиваться в естественные процессы. Наша задача–лишь наблюдать и охранять. И даже если на наших глазах волк начнёт терзать кабанчика или беззащитного оленёнка, мы не будем вмешиваться. Хищникам ведь тоже нужна еда.
Так же, как и птицам-падальщикам – они, в свою очередь, питаются тушами млекопитающих, которых ранее загрызли хищники. Таков закон природы. По этой же причине наши сотрудники не могут срубить дерево, расчистить валежник или засеять саженцами участок, пострадавший от пожара.
– А браконьеры часто встречаются на территории заповедника?
– К сожалению, да. В этом году, например, наши сотрудники задержали браконьера на территории охранной зоны заповедника в Липецкой области. В багажнике у него нашли охотничьи петли, ружьё с патронами и тушку зайца. Было возбуждено уголовное дело – ему может грозить до трёх лет тюрьмы, а также штраф.
При этом сумма штрафа зависит от вида и размера убитого животного. В прошлом году, например, сотрудники охраны заповедника преследовали и поймали с поличным браконьера, который подстрелил самку косули. Теперь горе-охотнику предстоит заплатить штраф –280 тысяч рублей. В общей сложности в 2022 году за браконьерство и вырубку деревьев в заповеднике было возбуждено 10 уголовных дел. Но с браконьерами мы боремся постоянно. Днём и ночью территорию заповедника объезжают наши инспекторы. Кроме того, нередко поймать браконьеров нам помогают фотоловушки–они фиксируют госномер авто, на котором злоумышленники приехали в заповедник.
– Как обстоят дела с туристической привлекательностью заповедника?
– Не жалуемся. Например, в прошлом году к нам приехало 78 тысяч туристов из разных регионов страны. Люди всегда находят, чем здесь заняться. Одни посещают музеи и «Бобровый городок». Другие могут целый день бродить по экотропам, слушать птичек и пытаться сфотографировать какую-нибудь живность. Правда, сделать это сложно, ведь большая часть животных активна ночью. Скоро добираться до нашего заповедника станет проще – в конце апреля с железнодорожного вокзала Воронежа до заповедника начнёт ходить туристический поезд. Пока только по праздникам и выходным, но если пассажиров будет много, возможно, и каждый день.
– Что нельзя делать посетителям заповедника?
– На территории запрещено мусорить, курить, разводить костёр. Нельзя собирать ягоды, грибы и валежник. За нарушения предусмотрена административная ответственность. К слову, в прошлом году было составлено 410 административных протоколов. А ещё в заповедник строго запрещено приносить с собой домашних животных, а тем более отпускать их. Однако многие не следуют этому правилу. Так, недавно одна женщина подбросила на территорию заповедника бездомного котёнка. Видимо, подумала, что здесь ему будет лучше, чем в городе. Но, увы, вечером того же дня этого котёнка загрыз неизвестный хищник. А однажды кто-то привёз нам несколько бездомных собак с бирками в ушах. В итоге эти собаки загнали на лёд олениху и растерзали её. Вот почему кошкам и собакам не место в заповеднике.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.