Генетический код или бескультурье? Воронежцы высказались за и против мата

Председатель Общественной палаты Воронежской области Наталия Хван в соцсетях обратилась к воронежцам с призывом отказаться в своей речи от мата ради «будущего наших детей и процветания региона и страны». TV Губерния решила узнать у воронежцев, чья работа напрямую связана со словом, как они относятся к употреблению ненормативной лексики и возможен ли в России отказ от мата.
«Для крепких выражений должно быть место и время»
Александра Дорофеева, психолог-педагог
— На улицах я слышу мат не так уж и часто, а если кто-то и выражается грубо, я не делаю ему замечаний, хотя вполне могу посмотреть на человека с осуждением. Я думаю, что мат нельзя искоренить, так как что-то плохое и запретное нередко даёт людям возможность почувствовать «вкус» своей личности. Некоторые исследователи утверждает, что мат облегчает боль и повышает выносливость. Я же, несмотря на то, что позволяю себе использовать нецензурную брань, считаю, что для крепких выражений должно быть своё место и время, потому что обилие матерных слов рано или поздно обязательно приведёт к деградации речи. Что касается мата из уст детей, то на него я реагировала только тогда, когда работала в школе. Как сотруднику образовательного учреждения, мне было важно объяснить, что «здесь так не принято». На улице я замечаний не делаю, так как ребёнок нередко транслирует поведение своих родителей, поэтому реакции на слова чужой женщины можно не ждать. Однако со своим маленьким сыном я проговариваю эти моменты и объясняю, как нужно вести себя в обществе.
«Свою «взрослость» можно демонстрировать иначе»

Татьяна Ильина, доцент кафедры русского языка филфака ВГУ
— Я не матерюсь, однако нецензурную брань на улице слышу часто. В основном сквернословят мужчины и подростки. Последним я всегда делаю замечания, так как в их случае использование мата — не привычка, а желание самовыражения. Поэтому объясняю им, что свою «взрослость» можно демонстрировать иначе. Искоренять мат я не вижу смысла, всё-таки это часть нашего языка, которой необходимо уметь правильно пользоваться. Однако я искренне не понимаю взрослых, которых забавляет ещё толком не говорящий, но уже матерящийся ребёнок. Хотя, если малыш где-то услышал и повторил бранные слова, советую родителям не начинать ругать его за это. Ведь так «запретный плод» ещё лучше запомнится.
«Это наш культурный и генетический код»

Павел Пономарёв, поэт, журналист
— Не скажу, что часто слышу мат в общественных местах. А может, просто не замечаю или стараюсь не замечать. Тем не менее, мне кажется, что прошли те времена, когда мат был разговорной нормой – всё-таки подавляющее большинство современных людей понимает, что мат – отнюдь не норма. Избавиться от нецензурной брани у нас уже не получится, так как это уже наш культурный и генетический код. Да, вот такой. Но мы сами его, на протяжении столетий, сформировали. Для избавления от него потребуются новые столетия – запретительные. Но ничего хорошего в этом нет – запрет к исцелению не приводит. Что касается мата в творчестве, то если это сделано органично и отображает некий авторский замысел, то я говорю твёрдое «да». Вспоминается любимый мной Александр Ширвиндт, для которого мат был частью органики художника, способом мироощущения и передачи этого ощущения. Поверьте, матерщина Ширвиндта, Раневской, Венички Ерофеева – это почти поэзия. Но себя я всё время осекаю, даже когда бьюсь мизинцем ноги об дверь или рассказываю анекдоты. Поэтому стараюсь их не рассказывать, потому что материться не умею.
«Главное оружие – книги»

Наталья Лебедева, ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», учитель начальных классов МБОУ СОШ № 108
— Бранную речь, к большому сожалению, я слышу очень часто, в основном – на детских площадках, где собираются подростки. Как правило, в выражениях они не стесняются, да и на замечания реагируют далеко не всегда — проще сделать вид, что обращаются не к тебе и отойти в сторону. К мату я отношусь резко негативно и считаю, что с ним можно и нужно бороться. Главное оружие против бранных слов – книги. Они не только обогащают словарный запас, но и отвечают на многие вопросы, в том числе и на те, что связаны с использованием мата. Так, в книге епископа Митрофана «Правда о русском мате» сказано, что когда человек матерится, он желает зла своим родным, в особенности, если речь идёт о матери. Обычно эта информация очень эффективно влияет на моих учеников. Многие ребята начинают задумываться о последствиях, к которым может привести использование матерных слов. Я не считаю, что ненормативная лексика является частью нашей культуры. Русский язык настолько красив и богат изначально, что он не нуждается в такой негативной окраске. Да и сама я ни в коем случае не матерюсь, ведь представитель системы образования, убеждена, должен быть носителем грамотной и чистой речи.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.