Три воронежских художника – о нейросетях, вдохновении и доходах
Увидеть и оценить масштаб сделанного за 90 лет жизни общественной организации можно, посетив две экспозиции, объединённые общим названием «Пути творчества» (0+). В художественном музее им. И.Н. Крамского размещены работы мэтров, стоявших у истоков регионального отделения — около 120 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Здесь представлены творения академиков живописи Ивана Крамского и Николая Ге, представителей Серебряного века Александра Куприна, Ильи Машкова, Елены Киселёвой, ученика Репина — Александра Бучкури, классиков советской школы живописи Василия Криворучко, Ксении Успенской, Владимира Преснякова и многих других.
В выставочном зале на Кирова — произведения тех, кто сегодня продолжает и приумножает славные традиции. Экспозиция погружает в яркие краски живописи Александра Золотых и Евгения Кострюкова, нежную лирику полотен Юлии Князевой и Игоря Скорикова, пластику скульптурных композиций Анны Черниковой.
Что важного взяли от воронежских корифеев продолжатели их традиций, молодые художники, какими видят современное искусство в контексте времени и пространства, они рассказали «TV Губернии».
«Не потерять творческое начало в погоне за благосостоянием»
Евгений Кострюков — художник, живописец, член Союза художников России, декан факультета живописи ВГИИ.
Фото: личный архив Евгения Кострюкова
— Кто из воронежских художников для вас является ориентиром?
— Художники, на которых нужно равняться, это, прежде всего, Михаил Лихачев, Александр Бучкури, Василий Криворучко, Юрий Внодченко, Андрей и Валентина Богачёвы, мои преподаватели Елена Пенькова, Раиса Паршина, Александр Лавров, Ольга Дмитриенко, Юрий Утенков.
— Какие темы и проблемы вы затрагиваете в своём творчестве?
— Если говорить о выборе тем в искусстве, то он связан и со временем, которое мы переживаем, и с поиском необычных композиционных, технических и цветовых решений. Одна из последних сюжетных картин называется «Контракт с Родиной» и связана со Специальной военной операцией, конкретно с ЧВК. В этой работе достаточно много символов, которые, я надеюсь, прочитает зритель. Эта картина сейчас экспонируется в Выставочном зале на ул. Кирова, 8.
— Насколько сегодня популярна и востребована профессия художника?
— Отмечу, во все времена профессия художника не была массовой. Даже после окончания профильного вуза немногие готовы связать свою жизнь с изобразительным искусством. Это нестабильный доход, а нужно становиться на ноги, кормить семью, покупать те же художественные материалы. Но даже несмотря на эти обстоятельства, есть крепкие молодые художники, которые не бросают живопись, развиваются, экспериментируют, успешно сохраняют традиции русской реалистической школы живописи.
— Как вы относитесь к муралам на стенах воронежских зданий?
— В целом отношусь положительно, но только не в историческом центре города. В спальных районах с многоэтажками это может восприниматься интересно. Но только решение о расположении арт-объекта должен принимать художественный совет и главный архитектор города, а не управляющая компания. Мои работы имеют станковый характер, а муралы – это всё-таки монументальное направление, поэтому пока не готов чтобы моё творчество располагалось на стенах высоток.
— Что самое сложное в жизни художника?
— Самое сложное для художника, на мой взгляд, в погоне за благосостоянием не потерять творческое начало.
«Нейросеть не сможет создать шедевр»
Анна Черникова — скульптор, член Союза художников России.
Фото: личный архив Анны Черниковой
— Есть ли у воронежских художников преемственность поколений?
— Думаю, да. Многие из молодых учились у одного из лучших и ярких представителей воронежской художественной школы Андрея Богачёва. Если говорить о скульптуре, то Юрий Астапченко — мой учитель, который мне много помогал и помогает. В целом, нашу художественную школу отличает в хорошем смысле слова академизм, мощная наработанная база.
— В воронежских ЖК стали появляться скульптуры, которые устанавливают застройщики. Как вы к этому относитесь?
— Вообще это не скульптуры в классическом понимании, а скорее декоративные элементы. Особого негатива их присутствие не вызывает. Гораздо больше раздражают большие скульптурные работы, в которые вложено много денег и сил, но которые не оправдали таких вложений. Думаю, что можно постоянно наполнять пространство какими-то небольшими городскими скульптурами. У нас уютный пешеходный центр Воронежа, где людям интересно ходить и разглядывать то, что их окружает.
— Не пугает ли вас конкуренция художников с нейросетями?
— Думаю, что сейчас люди наиграются нейросетями и этот интерес пройдёт. Потом опять вернутся к ручному труду, поняв разницу между тем, что им нарисует Chat GPT и что может родиться только в голове художника. Для каких-то процессов нейросети будут нужны.
— Что самое сложное в жизни художника?
— У каждого свои сложности. Мне, например, каждый раз тяжеловато переносить на выставку свои работы. Непросто делать большие работы, потому что это финансово затратно.
«Творчество всегда диалог с жизнью»
Юлия Князева — художник, живописец, график, преподаватель, член Союза художников России.
Фото: личный архив Юлии Князевой
— Кого вы бы отнесли к представителям воронежской художественной школы?
— Воронеж богат культурным наследием. Ученицу Репина Елену Киселёву знают и ценят за рубежом. Я уже не говорю про Ивана Крамского и Николая Ге а, кроме того, Василия Криворучко, Ксению Успенскую. Своими учителями считаю Андрея Богачёва, Евгения Щеглова, Владимира Сидорова, Елену Алиеву, Александра Ечеина — знания, которые получила от них, — бесценны. Преемственность в живописи очевидна. И чтобы она закреплялась, необходимы частые контакты художников разных поколений, более сильная их поддержка, в том числе и в плане организации молодёжных выставок.
— Что вас вдохновляет?
— Творчество всегда диалог с жизнью. В настоящий момент для меня большое значение имеет семья, дочка. Это меня вдохновляет и отражается в моём творчестве. Мы любим путешествовать, бывать в разных городах России, где обязательно посещаем музеи. Поразительно, что везде есть свои богатства, своя коллекция работ русских художников.
— Можно ли сказать, что в работах российских художников больше души, чем у их зарубежных коллег?
— Для меня любое произведение искусства состоит из идеи, воплощения и результата. На мой взгляд, в некоторых случаях зарубежное искусство теряет вот это промежуточное состояние — воплощение. Автор выбирает простой путь: вот, условно говоря, я верёвочку повесил, а вы уже додумывайте. И часто дело доходит до абсурда — утверждения, что именно это и есть искусство. Но меня не переубедить: идея без воплощения не состоятельна. Иначе все вокруг могут считать себя художниками…
— Что самое сложное в жизни художника?
— Не разочароваться и не потерять уверенность в себе. Несмотря ни на что верить в свои силы и продолжать работать.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.