Севастьян Смышников: «Олега Табакова зову своим небесным руководителем»
В спектакле «Страсти по Бумбарашу» (16+) Московского театра Олега Табакова главного персонажа играет наш земляк, молодой актёр Севастьян Смышников. В театральную школу его принимал сам Олег Павлович. А в «Табакерку» – Владимир Машков. Об артистической преемственности, поиске своего Бумбараша, а также о новых ролях в театре и кино, Севастьян рассказал в интервью TV Губернии.
– Севастьян, твоего папу, Заслуженного артиста Воронежской области Юрия Смышникова, знают и любят. Ты, как говорится, рос за кулисами. Выбор профессии был предопределён?
– Скорее у меня это получилось случайно. Папа – ведущий артист Воронежского театра драмы им. Кольцова, мама – врач. Я же с раннего возраста занимался спортивными танцами. Много выступал в школе: читал стихи, пел, играл на музыкальных инструментах. О колледже Олега Табакова в Москве из интернета узнала мама. Мне показалось интересным попробовать свои силы. Буквально за пять дней подготовил программу для отборочных туров и неожиданно для себя был принят в колледж.
– Наверняка вдохновлялись игрой уже состоявшихся артистов. Кто был для вас примером?
– В первую очередь – отец. Спектакль с его участием «Беда от нежного сердца» по пьесе Владимира Соллогуба смотрел наверное раз десять, а потом в школе поставил отрывок из этого произведения. Из московских артистов был впечатлён игрой Олега Табакова, Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова. Открытием на театральной сцене для меня стал Андрей Смоляков.
– С Олегом Табаковым доводилось общаться?
– Нашему курсу повезло – мы ещё два года учились при Олеге Павловиче. Он отбирал нас на последнем туре во время поступления, разговаривал с нами, приходил на наш самый первый экзамен. На торжественной церемонии вручал первокурсникам зачётные книжки. Прочитал моё имя и спросил, как меня зовут дома. Меня дома звали Сева. Но тогда я зачем-то решил пооригинальничать и сказал «Севулёк», хотя меня никто никогда в жизни так не звал. И Олег Павлович вручил мне зачётку со словами «Ну, держи. Удачи тебе, Севулёк!». Мне и сейчас было бы интересно с ним поговорить, всё равно, о чём. Я бы просто сидел и слушал… Мы зовём его наш небесный руководитель, который сверху смотрит за своими выпускниками, оберегает нас.
Роль Бумбараша играли такие известные актёры как Валерий Золотухин, в театре — Евгений Миронов. Брали ли вы что-то от них или всё же создавали своего героя?
Бесспорно, что-то брал от них и по сей день беру, потому что мы артисты одной крови. В то же время дополняю роль своими красками, своими интонациями. Я – представитель другого поколения, значит, и мой Бумбараш совершенно иной. К слову, Евгений Миронов видел спектакль, а после сказал много тёплых слов о моей игре. Горжусь такой преемственностью.
– Сравнений с предшественниками опасались?
– Да, я знал историю спектакля. Надо отдать должное режиссёру Владимиру Машкову и хореографу Алле Сигаловой: за весь репетиционный период они ни разу не ставили мне в пример других исполнителей. Более того, позволяли идти своим путём, лишь помогая и направляя. Для меня было важно, чтобы перед зрителем предстал не ангел, а человек с его грехами, заблуждениями, поиском себя. Чтобы возникло ощущение, что события происходят не 100 лет назад, а здесь и сейчас. Тем более, что сюжет спектакля и наша реальность соприкасаются, этого нельзя не заметить. Зритель видит, как у Бумбараша отнимают дом, жену, семью. В постановке 1993 года, оборачиваясь в прошлое, он восклицал: «Господи, прости!». Сейчас произносит: «Господи, останови!» и остаётся великомучеником, погруженным в тяжёлые события.
– Роль полна динамики. Что самое сложное необходимо делать в спектакле?
– Ещё перед тем, как приступить к репетициям, Владимир Львович у меня спросил: «Высоты боишься?». Не чувствуя подвоха, ответил: «Нет, ничего не боюсь». И он мне тогда: «Хорошо, тогда полетаешь». В спектакле есть трюк, когда меня поднимают на 10 метров над сценой. Бывает и страшновато, но спортивная подготовка помогает.
– Каково играть на сцене родного города?
– Я бы сказал – на родной сцене. Было приятно, чего скрывать. В то же время в процессе работы ты в тонусе, на низком старте, и мысли твои лишь о том, как успешно справиться со всеми актёрскими задачами.
– Владимир Машков отметил ваши режиссёрские опыты. Расскажите об этом.
– В 2024 году молодые режиссёры, драматурги, актёры вместе с коллегами из других московских, а также региональных театров занимались в творческой лаборатории фестиваля «Арт-Таврида». Туда же приезжали в качестве зрителей участники специальной военной операции. Среди них было много тех, кто уже многое повидал, узнал, что такое настоящая война. Мы познакомились с парнем по имени Артём. Его история поразила нас отсутствием цинизма, и неожиданно чутким и бережным отношением к пережитому. Он рассказал о том, какая бывает тишина в зоне боевых действий, насколько она желанна и что может означать. Как в тишине чуткое ухо бойца слышит шорох муравья, несущего на спине палочку. Как такая тишина может быть предвестником грядущего ада, готового начаться внезапно. И вот спустя год нашим драматургом Олегом Антоновым была написана пьеса в жанре документальной драмы «Позывной «Тишина». По ней я ставлю спектакль о силе преодоления внешнего и внутреннего врага, который живёт внутри человека. В главной роли – артист театр «Современник» Николай Клямчук, в других ролях – артисты Театра Олега Табакова. Премьера запланирована на февраль.
– А были ли у вас предложения сняться в кино?
– Снимался и в кино, и в сериалах. Скоро на экраны страны выйдет фильм об СВО, который называется «СВОИ». Его снимает в память о своих однополчанах участник СВО, кавалер ордена Мужества, кинорежиссёр Артём Артёмов. Моего героя зовут Енисей. Так же меня можно будет увидеть в сериале «ВИА «Васильки», посвящённом музыкантам 70-х. Играю очень интересного персонажа, которого невозможно будет не заметить.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.