Попала в Воронеж из Италии. Пять удивительных фактов об античной фреске «Возвращение воина»

Уникальная античная фреска «Возвращение воина» из собрания художественного музея им. И.Н. Крамского теперь экспонируется в Пушкинском музее столицы. До этого полтора года шедевр реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э.Грабаря. Чем интересен артефакт, который вскоре вернётся в Воронеж и будет представлен в музее им. И.Н.Крамского — рассказываем в нашем материале.
Где нашли фреску и как она попала в Воронеж
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, приобрели для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, который открыли в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее.
Фреска — часть гробницы
Обстоятельства обнаружения фрагмента точно неизвестны. Однако по характеру росписи ясно, что он был частью декорации гробницы-цисты. Погребение такого типа представляло собой составленный из плит, перекрытый плоской или двускатной крышей каменный прямоугольный ящик, в который помещали тело умершего вместе с погребальными дарами. Внутренние стены цисты украшались росписями, что свидетельствовало о том, что она предназначалась аристократической особе.
Памятник высокого художественного уровня
На оштукатуренной туфовой плите изображён молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нём воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копьё, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, — трофей, захваченный у убитого врага. Это памятник очень высокого художественного уровня.
Образ победителя говорит о принадлежности к элите
Образ всадника в древних культурах всегда обозначал принадлежность к элите. Конь — ценное животное, обладание которым подчёркивало высокий социальный статус владельца. Однако всадник, изображённый на фреске из Воронежского музея, — не просто воин, а воин-победитель, возвращающийся с поля боя, о чём красноречиво свидетельствует его трофей.
Не экспонировалась из-за глубокой трещины
Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведённая в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отметил реставратор Александр Горматюк, «несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.