Воронеж облачно -1°
USD
84.31
EUR
90.84
Предложить новость
Прямой эфир
14:12 05.02
6 мин
0
438

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Попала в Воронеж из Италии. Пять удивительных фактов об античной фреске «Возвращение воина»

14:12 05.02.2025
6 мин
0
438
Фото: t.me/kultura_vrn

Уникальная античная фреска «Возвращение воина» из собрания художественного музея им. И.Н. Крамского теперь экспонируется в Пушкинском музее столицы. До этого полтора года шедевр реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э.Грабаря. Чем интересен артефакт, который вскоре вернётся в Воронеж и будет представлен в музее им. И.Н.Крамского — рассказываем в нашем материале.

Где нашли фреску и как она попала в Воронеж

Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, приобрели для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, который открыли в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее.

Фреска — часть гробницы

Обстоятельства обнаружения фрагмента точно неизвестны. Однако по характеру росписи ясно, что он был частью декорации гробницы-цисты. Погребение такого типа представляло собой составленный из плит, перекрытый плоской или двускатной крышей каменный прямоугольный ящик, в который помещали тело умершего вместе с погребальными дарами. Внутренние стены цисты украшались росписями, что свидетельствовало о том, что она предназначалась аристократической особе.

Памятник высокого художественного уровня

На оштукатуренной туфовой плите изображён молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нём воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копьё, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, — трофей, захваченный у убитого врага. Это памятник очень высокого художественного уровня.

Образ победителя говорит о принадлежности к элите

Образ всадника в древних культурах всегда обозначал принадлежность к элите. Конь — ценное животное, обладание которым подчёркивало высокий социальный статус владельца. Однако всадник, изображённый на фреске из Воронежского музея, — не просто воин, а воин-победитель, возвращающийся с поля боя, о чём красноречиво свидетельствует его трофей.

Не экспонировалась из-за глубокой трещины

Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведённая в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отметил реставратор Александр Горматюк, «несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие».

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.63662600517273